Словесные задачи. Занятие по психологии по курсу "Эвристика-2" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с понятиями "палиндром", познакомить с алгоритмом создания собственных творческих задач; повторить понятие "анаграмма".
  2. Развивать эвристическое и творческое мышление, наблюдательность, воображение.
  3. Прививать интерес к интеллектуальным играм и задачам. Учить вести конструктивный диалог.

Методы и приёмы обучения: игровой, проблемно-поисковый, интерактивный.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Оборудование: рабочие тетради; иллюстрации с изображением животных; демонстрационная таблица; иллюстрация с изображением термометра; карточки "Анаграмма" и "Палиндром"; медали "Лучший эвристик".

Ход занятия 

1. "Разминка" (Организационный момент)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир словесных задач, а помогут нам в этом животные. То есть все задания будут связаны именно с ними. Чтобы легко и правильно справиться с заданиями, вам придётся быть очень активными, внимательными. За каждый правильный ответ или оригинальное суждение вы будете ставить себе в тетради на полях 1 балл, и лучшие из вас в награду получат медали. Итак, путешествие наше начинается, как обычно, с разминки.

Шуточные вопросы.

  • У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
  • Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Они там не живут.)
  • У кого голова да рога? (У коровы.)

2. "Гимнастика ума" (Повторение изученного материала)

а) Игра "Сколько слов спряталось?"

  • - Найдите и прочитайте по часовой стрелке названия представителей животного мира.
    (Психолог прикрепляет к доске демонстрационную таблицу.)
  • - Сколько слов получилось?
  • - Что вы знаете об этих животных?
    (Психолог подводит итог игры, называя активных учащихся.)

б) Игра "Наборщик"

  • Из букв данного слова составьте как можно больше других слов. Запишите их в своих тетрадях. На задание отводится 5 минут.
    СЛОНОПОТАМ
  • Сосчитайте свои получившиеся слова. Сколько их получилось?
    (Психолог подводит итог игре, учитывая правильность, количество и оригинальность ответов.)

в) Анаграммы.

  • Вспомните, что означает слово "Анаграмма". (Это слово, в котором все буквы переставлены.)
  • Решите следующие анаграммы:
    ЦУНИСЕГА (ГУСЕНИЦА)
    ОНХАЛЕМЕ (ХАМЕЛЕОН)
    (Устная фронтальная работа, психолог записывает на доске правильные ответы.)
  • - Что вы знаете о гусенице?
  • - Чем интересен хамелеон?
  • - Усложним задание: составьте словосочетания, решив анаграммы.
  • - Запишите в своих тетрадях получившиеся словосочетания.
    НОЕТ( ЕНОТ) - ноет енот
    ЛОВКИ (ВОЛКИ) - ловки волки
    (Проходя по классу, психолог оценивает правильность выполненных работ поглаживанием голов учащихся.)
  • Кого я погладила по голове, поставьте себе 1 балл.
  • Усложним задачу. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором ответ первых двух строчек будет являться анаграммой ответа последних двух строчек.

Найдёшь загаданное слово
В названье "жителя морского".
А как прочтёшь наоборот
Под парусами он плывёт. (КРАБ – БАРК)

  • Называйте свои варианты морских жителей.
    (Психолог фиксирует их на доске.)
  • Какой из предложенных вами вариантов будет являться анаграммой и ответом последних строчек стихотворения?
    (Психолог отмечает правильно ответивших ребят.)
  • Разгадайте следующее стихотворение.

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь – я зверь,
Ем всё, что мне оставите. (ШКАЛА – ШАКАЛ)

  • Что есть на термометре?
    (Психолог фиксирует ответы детей.)
  • Какой из предложенных вами вариантов будет являться анаграммой и ответом последних строчек стихотворения?
    (Психолог отмечает правильно ответивших ребят.)

3. "Хочу всё знать!" (Изучение нового материала)

а) Знакомство с палиндромами.

  • Слово "палидром" означает - бегу назад. То есть это слова и предложения, которые можно читать с любого конца.
  • Выберите из данных слов слова-палиндромы.
    На доске записаны слова:
    ЗМЕЯ, КАЗАК, ЛОДКА, МАДАМ, КОТОК, КИИТ.

- КИИТ – это горный баран.
(Психолог подчёркивает на доске слова – палиндромы.)

- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Я ем змея.

- Можно ли его назвать палиндромом? Докажите.

б) Составление палиндромов.

- Прочитайте слово, записанное на доске.
Бел

- Прочитайте его наоборот (ЛЕБ).

- Запишите в своих тетрадях эти слова рядом. (Бел леб)

- Дополните первое слово так, чтобы можно было получить при обратном чтении словосочетание. Какой буквы не хватает? (Х)

- Что получилось?
БЕЛ ХЛЕБ

- Прочитайте следующее предложение как обычно, а затем наоборот.
Кидал в зубр…

- Добавляем к этой фразе по одной букве, пока не получится предложение.
(Ученики предлагают свои варианты.)

Кидал в зубра арбуз Владик.

- Кто такой зубр? Что вы о нём знаете?

- Давайте все вместе составим алгоритм (последовательность) дополнения фразы палиндрома.

  1. Прочитать слово наоборот.
  2. Записать слова рядом.
  3. Подумать, какой буквы не хватает.
  4. Приписать нужную букву к первому слову.
  5. Прочитать получившийся палиндром с любого конца.
    (Психолог прикрепляет к доске демонстрационную карту алгоритма.)

4. "Докажи и другому покажи." (Закрепление изученного материала)

- Составьте палиндромы из первых частей фраз, запишите их в тетрадях (работа в парах по вариантам.)

 1 вариант:     

Нам рак вле…      

(Нам рак влетел в карман.)

 2 вариант:

Коту скоро...

(Коту скоро сорок суток.)

(Психолог демонстрирует правильные ответы, записанные на доске.)

- Встаньте, у кого так же.

5. "Поздравляем от души!" (Итог занятия)

- Подведём итог нашему занятию. Что нового узнали на уроке?

- Каких животных мы сегодня упомянули на уроке?

- Сосчитайте свои заработанные баллы. Кто сегодня достоин медалей?
(Награждение учащихся.)

- На следующем уроке мы с вами продолжим знакомство со словесными задачами. А для тех, кто не хочет долго его ждать, я предлагаю домашнее задание.

- Составьте палиндром из первой части фразы:

. Оно, лосося