Урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Грибы" (2-й класс, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Уточнить представление детей о грибах как особых организмах, определённых в особое царство.
  2. Учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.
  3. Ознакомить с основными признаками отравления грибами и оказанием первой помощи.
  4. Развитие мышления, сравнения, анализа, синтеза.

Задачи:

  1. Создание атмосферы заинтересованности детей в учебной процессе, поиске дополнительной информации.
  2. Поощрение самостоятельного поиска ответов.
  3. Учить видеть взаимосвязи изучаемого предмета с реальным миром.

Дидактические материалы: Презентация ЦОР “Грибы”, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир: учебник для 2-го класса, ребусы, составленные одноклассниками, карточки на столах для групповой и индивидуальной работы - таблицы для заполнения, картинки с изображением деревьев, карточка “Найди отличия”, картинки с изображением съедобного и ядовитого гриба, карточки у учителя с названием отличительных признаков съедобного и ядовитого грибов, оценочный листок у каждого ученика.

Описание компетентностей, формирующихся у учащихся в ходе учебного занятия (с указанием уровней и аспектов):

  1. Информационная компетентность, аспект - обработка информации, 1 уровень.
  2. Аспект - планирование и поиск информации.
  3. Уровень - 2.
  4. Коммуникативная компетентность - диалог, 1 уровень; продуктивная групповая коммуникация, 2 уровень.
  5. Компетентность разрешения проблем, действия по разрешению проблемы, 2 уровень.

За неделю до проведения занятия ребята были разделены на группы. Каждая группа получила задание. Был назначен в каждой группе ответственный за сбор материала.

1 гр.: найти картинки, материал о разных видах съедобных и ядовитых грибов.

2 гр.: найти картинки и материал о лечебных грибах.

3 гр.: составить и нарисовать ребусы, найти загадки, поговорки о грибах.

4 гр.: узнать, какие бывают симптомы отравления грибами, какую первую помощь надо оказать человеку при отравлении грибами.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему.

- Разгадайте ребусы, составленные вашими одноклассниками и скажите, о чём пойдёт речь на уроке. (На экран проектора выводятся заранее отсканированные учителем ребусы, нарисованные ребятами одной из групп)

II. Что такое грибы.

- Верно, речь пойдёт о грибах. А теперь подумайте и ответьте на вопрос:

  • Как растут различные организмы? (Рассуждения ребят)

- Чтобы дать развёрнутые ответы на этот вопрос, постарайтесь ответить на такие вопросы:

  • Что нужно организмам для роста? (Рассуждения ребят)
  • Что такое гриб - растение, животное или что-то другое? (Для этого вспомните, какие основные отличительные признаки имеются у растений, у животных. Есть ли они у грибов)

(КОЗ 1 - Компетентность разрешения проблем, действия по разрешению проблемы, 2 уровень)

На экран выводится слайд:

Как происходит рост грибов? (Предположения ребят)

- Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом, - это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве и состоит из тонких белых нитей - грибницы. Как паутинки они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Грибница иногда живёт сотни лет. Для того, чтобы в каком-нибудь месте грибницы из земли пробилось плодовое тело, нужна влага и тепло. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам (работа с иллюстрацией учебника на стр. 150).

Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники, лишайники, водоросли)

III. Строение гриба. (На экран выводится слайд)

IV. Где растут грибы.

- Что вы можете рассказать о связях растений и грибов, грибов и животных?

- Каково происхождение названий некоторых видов грибов? (Ответы, рассуждения детей, примеры)

- У каждого гриба есть свои любимые места обитания.

(КОЗ 2 - компетентность информационная; аспект - планирование и поиск информации; уровень - 2)

Работа проводится самостоятельно каждым учеником. Предлагается рассмотреть картинки с изображением деревьев без подписи названия дерева (берёза, осина, ель, пенёк). Записать название дерева и название гриба, около которых могут расти грибы, составив таким образом пары: дерево - гриб.

Заполнить таблицу:

Название дерева Гриб
   

После отведённого на работу времени, проводится взаимопроверка в парах, обсуждение, дополнение. Затем - коллективная проверка.

- У каждого гриба есть свои любимые места обитания. Подберёзовики селятся около берёз. Подосиновики любят осинники. В еловых лесах встречаются сыроежки, грузди, лисички. Белые грибы растут около берёз, дубов, и около хвойных деревьев. Значит, их можно искать в любом лесу.

V. Съедобные и ядовитые грибы.

- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны. Грибы очень богаты белками. Иногда их даже называют “вторым мясом”. Высоко в них и содержание микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия).

Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые.

(КОЗ 3 - компетентность коммуникативная; аспект - продуктивная групповая; уровень - 2)

Работа проводится в группах - 4 гр. по 5 чел. Группам даётся задание: рассмотрев рисунки ядовитых и съедобных грибов, выделите их основные отличительные признаки. (На столе картинка съедобного и ядовитого гриба)

После 2-минутного обсуждения, каждая группа называет замеченные отличительные признаки. Учитель вывешивает на доску карточки с приготовленными отличительными признаками по мере их узнавания ребятами. Делается общий вывод.

На экран выводятся слайды презентации: съедобные и ядовитые грибы (10 слайдов). Презентация

- Как вы думаете:

  • почему не нужно уничтожать ядовитые грибы? (Ответы, рассуждения детей)
  • как правильно собирать грибы? (Cрезать ножом, не вырывать с частью грибницы)

VI. Физминутка.

- Если я называю съедобный гриб, вы наклоняетесь вперёд с хлопком за спиной. Если называю несъедобный гриб - приседание с хлопком над головой. (Лисички, мухомор, опята, сыроежки, желчный гриб, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, дождевик, подосиновик, подберёзовик, ложнодождевик, белый)

VII. Как правильно и где нужно собирать грибы. Симптомы и первая помощь при отравлении грибами.

- Нередки случаи отравления даже съедобными грибами. Грибы способны накапливать в своём плодовом теле вредные вещества. Почему так происходит, как вы думаете? (Предположения ребят)

Одна из групп выполняла задание: ребята узнавали, какие бывают симптомы при отравлении грибами и какую первую помощь надо оказать человеку, отравившемуся грибами. Поделитесь с нами своими знаниями (рассказ ребят одной из групп).

На экран выводится слайд:

2. (КОЗ 4 - компетентность - коммуникативная; аспект - продуктивная групповая коммуникация; уровень - 2)

Каждой группе предлагается составить памятку “Как не отравиться грибами”.

Затем идёт обсуждение, и на экран проектора учитель выводит памятку.

VIII. Лечебные грибы.

- Ребята одной из групп нашли материал о лечебных грибах. Что же это за грибы? Где их можно встретить, и чем они полезны? Об этом нам расскажут ваши одноклассники. (Рассказы ребят о лечебных грибах)

IX. Итог урока.

Рефлексия:

- Вы хорошо поработали за неделю до занятия. Многое узнали сегодня на уроке. А теперь пришло время определиться каждому из вас, насколько прочны ваши знания. У каждого из вас есть оценочный листок. Если вы уверены в своих знаниях, ставите “+”, если не уверены “ - ”.

Знаю ли я:

"+"

"—"

1. Чем съедобный гриб отличается от ядовитого.    
2. Названия съедобных грибов.    
3. Названия ядовитых грибов.    
4. Как правильно собирать грибы.    
5. Где и какие грибы собирать нельзя.    
6. Умею ли я работать в группе, в паре.