Урок русского языка "Правописание гласных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и повторить тему;
  • формировать навыки правописания и самоконтроля;
  • совершенствовать навыки письма;
  • прививать любовь к родному языку;
  • расширять словарный запас;
  • развивать речь, мышление.

Тип: закрепление пройденного материала.

Оборудование: билеты, картинный словарь, аппликация, стихотворные запоминалки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Дети! Сегодня мы отправимся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих.

Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получают только те, кто красиво пишет букву В.

На доске написаны буква В и предложение-скороговорка.

3. Чистописание. (Дети записывают элементы чистописания и предложение)

Ввв Ввв взвввзв

- Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получат билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

4. Словарная работа.

- Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет в Чащино. (На доске красочный картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны)

ворона

ребята

корова

воробей

собака

медведь

лисица

заяц

- Теперь давайте запишем новые словарные слова, они тоже связаны с нашим путешествием.

Дети записывают.

- Поставьте в этих словах ударение, отметьте безударные гласные.

5. Повторение.

- Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты-купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правила написания имен существительных собственных и нарицательных.

Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

6. Физминутка.

В окошко мы увидели
И речку, и цветы
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.

(Повороты головой)

А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.

(Приседания)

Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора

(Упражнения для рук)

- Тихо садимся на места.

7. Закрепление (учитель открывает доску).

Дети видят красочную аппликацию: лесная полянка, пруд, заросший камышом.

У. Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

Д.

Жи и Ши – пиши через и.

Ча и Ща – пиши через а.

Чу и Щу – пишу через у.

У. А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов на это правило.

Дети записывают слова, комментируя их.

ежи

мыши

чижи

камыши

рыжики

щука

ерши

бельчата

ужи

чаща

На доске появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов.

- Мы в лесу, в самой чаще. Запишем предложение. В чаще цветут душистые ландыши.

У. Нашли знакомые орфограммы.

Д. Написание гласных после шипящих.

У. А теперь подчеркните главные члены предложения.

- Какие главные члены предложения? Рассуждаем … (Дети разбирают предложение, находят главные и второстепенные члены предложения, указывая, какими частями речи они выражены)

8. Подведение итогов.

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правило.

На билете:

Билет на память сохранив,
Помните всегда:
Жи, ши пишите с буквой и!
Чу, щу пишите с буквой у!
Ча, ща пишите с буквой а!