Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона)

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО


Цель:

  1. Сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве.
  2. Продолжить формирование у учащихся навыков работы в группах, работы с источниками, самостоятельного изучения дополнительной литературы, ее анализа; умения участвовать в беседе.
  3. Способствовать приобщению учащихся к культурным достижениям и ценностям.

Оборудование: магнитофон (музыкальный центр).

За неделю до урока учащиеся получают опережающее задание – прочитать древнегреческие мифы о богах, проследить, каким образом мифические персонажи изображаются средствами истории, литературы, искусства.

Класс делится на три группы: историки, искусствоведы, литературоведы. Каждая группа в соответствии со своим направлением получает источники и вопросы и задания к ним. Учитель сообщает учащимся о том, что им предстоит рассмотреть на данном уроке образ Аполлона – древнегреческого бога света, покровителя искусств.

На уроке присутствуют эксперты – учитель истории, учитель русского языка и литературы и учитель МХК.

На уроке используются технические средства: магнитофон (музыкальный центр). Перед выступлением экспертов звучит музыка (опера) Кристофа Виллибальда Глюка "Празднества Аполлона" (1769).

Ход урока

План

  1. Мифологические персонажи в истории, искусстве, литературе.
  2. Мифы об Аполлоне и их значение для изучения истории.
  3. Образ Аполлона в живописи, скульптуре.
  4. Изображение Аполлона в литературе.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

Античная культура оказала сильнейшее влияние на развитие современных европейских народов. Начиная с эпохи Возрождения, мифические образы привлекают к себе внимание авторов всех жанров. Кроме того, мифические образы способствуют пониманию жизни древних народов, их мировосприятия.

Изображению мифических божеств и сюжетов посвящены произведения выдающихся художников – Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта, Буше и многих других.

По заимствованным из греческой мифологии сюжетам создали свои произведения многие писатели и поэты. Среди них Гете, Шиллер, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Музыкальные произведения таких композиторов, как Моцарт, Рамо, Глюк, создавались на мифологические сюжеты.

Также мифические персонажи нашли свое отражение в скульптуре и архитектуре. Греческие боги и герои в виде статуй украшают здания и дворцы, парки и усадьбы.

Таким образом, знакомство с содержанием древнегреческих мифов, различными произведениями, сюжетами, которых являются мифические персонажи, не только расширяет кругозор, но и доставляет художественное, эстетическое удовольствие.

Постановка проблемного задания.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с образом древнегреческого бога света, покровителя искусств – Аполлона, о том, как он воссоздается в истории, литературе, искусстве.

Сейчас каждая группа получит источники, а также вопросы и задания к ним. В результате работы в группах вы должны будете описать изображение Аполлона в предложенной вашей группе области. В ходе обсуждения, мы с вами попытаемся прийти к ответу на вопрос:

Какая роль Аполлона в истории культуры?

3. Работа учащихся в группах с источниками.

1 группа – Историки.

Приложение 1

Вопросы и задания для группы Историков:

  1. Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?
  2. Было ли понимание греха у древних греков?
  3. Могли ли быть грешны боги? Существовали ли наказания для богов? Какие? Как искупается грех человеком, а как богом в древнегреческой мифологии?
  4. Определите место Аполлона в пантеоне богов Древней Греции.
  5. Какие достоинства человека прославлял Аполлон, а за какие пороки наказывал?
  6. Какие существовали культы и праздники у древних греков, связанные с почитанием Аполлона?
  7. В мифах Аполлон – бог света изображен с положительной стороны. Как вы думаете, присущи ли ему отрицательные черты характера? Найдите подтверждение в источниках.
  8. Сделайте вывод: 1. Каково значение мифологии для изучения истории? 2. Какова роль Аполлона в истории?

2 группа – Искусствоведы.

Приложение 2

Вопросы и задания для группы Искусствоведов:

  1. Почему мифические персонажи вдохновляют художников, скульпторов на создание произведений?
  2. Как вы думаете, актуальна ли тема мифических персонажей для современных художников и скульпторов? Почему?
  3. Каким изображают художники и скульпторы Аполлона?
  4. Почему на всех картинах Аполлон изображен светловолосым? Связано ли это с чертами его характера?
  5. Существует выражение “красив как Аполлон”. Как вы думаете, каково было отношение к красоте у древних греков?
  6. Художники, несомненно, хотели показать красоту Аполлона. Посмотрите внимательно все картины, где изображен бог света. Красив ли он с вашей точки зрения? Каким вы изобразили бы его?
  7. В живописи, скульптуре Аполлон – бог света изображен с положительной стороны. Как вы думаете, присущи ли ему отрицательные черты характера? Найдите подтверждение в источниках.
  8. Сделайте вывод: 1. Каково значение мифологии для развития живописи, скульптуры? 2. Какова роль Аполлона в живописи, скульптуре?

3 группа – Литературоведы.

Приложение 3

Вопросы и задания для группы Литературоведов:

  1. Почему мифические персонажи вдохновляют писателей, поэтов на создание произведений?
  2. Как вы думаете, актуальна ли тема мифических персонажей для современных авторов? Почему?
  3. Каким изображается Аполлон в художественной литературе? Найдите в тексте.
  4. Опираются ли авторы данных произведений на мифы? В чем это выражается?
  5. Какие пороки карал Аполлон?
  6. Мог ли человек сопоставить себя с богом? Какие итоги этого сопоставления вы можете проследить в литературе?
  7. В литературе Аполлон – бог света изображен с положительной стороны. Как вы думаете, присущи ли ему отрицательные черты характера? Найдите подтверждение в источниках.
  8. Сделайте вывод: 1. Каково значение мифологии для развития литературы? 2. Какова роль Аполлона в литературе?

3.1. Выступление учащихся с результатами работы в группах.

3.2. Обсуждение всеми учащимися вопроса: Какова роль Аполлона истории культуры?

Закрепление изученного на уроке.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели образ Аполлона в истории культуры. Сейчас я предлагаю вам представить образ Аполлона, созданный средствами музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения – оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Празднества Аполлона".

Звучит музыка.

4.1. Слово экспертам.

Подведение итогов.

Учитель подводит итоги и благодарит всех присутствующих.

Использованная литература:

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. – 2002.
  2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. М. – 2004.
  3. http://mify.org/books/raboty.txt