Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: Н.Носов "На горке"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: учить детей осознанному чтению вслух и про себя художественного текста; формировать гибкость и скорость чтения; развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы; учить работать с текстом (находить в тексте слова, отвечающие на вопрос что?)
  • Развивающая: развивать творческое воображение; выявлять нравственную позицию ученика в его отношении к товарищам, окружающим; формировать способность формулировать нравственные суждения;
  • Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: портрет Н.Носова; сюжетные картинки для составления картинного плана на каждого ученика; "Родная речь" для 2 класса начальной школы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. М., 2006 г.

Ход урока

1. Психологический настрой.

У. - Посмотрите внимательно на изображение солнышка:

Приложение 1

- Какое солнце вам больше всего нравится? Почему?

Д. (ответы)

У. -Мне нравится ваш настрой на работу. Начинаем урок.

2. Разминка

Упражнение для артикуляционного аппарата.

На доске таблица с буквами. Буквы открываются справа налево.

П Р А
С Н И
С Т О
М К У
Д В А

Чтение гласных.

Чтение слогов: С+Г.

Чтение слогов: С+С+Г.

У.- Какие из этих слогов являются словом?

Д.- Сто, два.

3. Мобилизующий этап

У. - Сегодня мы познакомимся с новым произведением известного вам автора. Прочитайте фамилию автора, читая только русские буквы.

НGIИDКNVОZЛSLАFЙ GНLFОRСWQОSВ

Д. - Николай Носов.

4. Формулирование учащимися темы и цели урока.

У. - Сейчас мы узнаем произведение, которое будем читать. Оно спрятано в словах. Номер буквы соответствует порядковому номеру слова.

1 .Нос. 2. Кататься. 3. Догнал. 4. Работать. 5. Взобрался. 6. Песочком. 7. Посыпает.

Д. - Произведение Н. Н. Носова называется "На горке"

У.- Назовите тему нашего урока.

Д.- Тема урока: Н. Н. Носов и его произведение "На горке"

У.- Цель нашего урока?

Д.- Познакомиться с новым произведением Н. Н. Носова " На горке". Учиться читать произведение выразительно, Отвечать на вопросы.

У. - А ещё мы с вами будем работать с картинным планом.

5. Подготовительная работа

У. - Какие произведения Н.Н.Носова вы уже знаете?

Д. (Называют.)

У.- Кто является главными героями этих произведений?

Д.- Дети.

У.- Какой характер имеют эти произведения?

Д.- Юмористический.

У.- А учат ли они нас чему-нибудь?

Д.- Учат как правильно себя вести с друзьями.

Надписи на доске: Приложение 2

У. - Прочитайте две пословицы, спрятанные в кружочках.

Д. - Был бы друг - будет и досуг. Маленькие детки - маленькие бедки.

У. - По прочтении текста выберете подходящую к нему пословицу.

6. Первичное восприятие текста

Чтение рассказа учителем.

У. - Сейчас вы внимательно прослушали текст. Какая же пословица подходить нам?

Д. - (Рассуждения детей). - Именно рядом с друзьями и работа спорится и играть веселей.

У. - Каким представляется нам Котька в конце рассказа?

Д. - Трудолюбивым, весёлым и радостным.

У. - А всегда ли он был таким? Д. - Был бы друг - будет и досуг.

У. - Почему вы выбрали эту пословицу? Объясните.

Д. - Нет. Сначала он не хотел помогать товарищам да ещё горку испортил.

У. - Какой это рассказ?

Д. - Юмористический и поучительный.

Физкультминутка

7. Словарная работа.

У.- Какое домашнее задание вы выполняли?

Д. - Мы должны были найти значение слова "дворницкая" и нарисовать иллюстрацию к этому слову.

Слово "дворницкая" - устаревшее, потому что сейчас оно встречается редко. Оно обозначает строение, в котором дворник хранит свои инструменты. Просматривается выставка рисунков.

8. Чтение текста "цепочкой".

Дополнительное задание: хлопаем при встрече со словами, которые отвечают на вопрос что?

9. Беседа над содержанием текста по вопросам.

У.- Кто является главным героем рассказа?

Д.- Котька и его друзья.

У.- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?

Д.- Хитрый.

У.- Почему?

Д.- Он не хотел трудиться, но хотел кататься.

У.- Почему Котька посыпал горку песком?

Д.- Он не мог на неё взобраться

У. - Что было дальше?

Д. - Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться.

У. - Обрадовались ли ребята, когда увидели свою горку?

Д. - Нет. Они поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом.

У. - Сразу согласился Котька?

Д.- Нет. Он предложил подождать, пока выпадет снег.

У.- Какое чувство охватило Котьку во время работы?

Д. - Его охватило чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку.

У. - Изменился ли Котька?

Д. - Да. Котька изменился: он стал лучше, благодаря своим друзьям

У.- Закройте глаза и представьте, что прошёл год. Каким стал Котька?

Д. (Ответы)

У.- Что хотел показать автор этим произведением?

Д.- Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие.

У. - Молодцы, ребята! Вы сделали правильные выводы. Думаю, что с вами такого не случится

10. Творческая работа учащихся(презентация)

Приложение 3

У. - А сейчас мы посмотрим презентацию, подготовленную нашими ребятами. Они её назвали "Мы - настоящие друзья!"

11. Итог урока.

У.- С каким произведением, какого автора мы сегодня с вами познакомились?

Д.- Мы сегодня познакомились с рассказом Николая Николаевича Носова "На горке".

У.- Выберете слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу. (Слова записаны на доске: дружба, зло, трудолюбие, радость, лень, зависть).

12. Домашнее задание.

Составить картинный план к рассказу (возможна презентация), пересказать рассказ по этому плану.

Литература:

  1. Родная речь: Учеб. для 2 кл. нач. шк. /Сост. Л.Ф.Климанова и др.; Под ред. Л.Ф.Климановой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006