Программа курса "Математика + информатика"

Разделы: Начальная школа


      Программа «Математика + информатика» предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале, а это даёт возможность показать детям, что все эти понятия и правила, с которыми они знакомятся, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладёт начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Интегрированный курс «Математика + информатика» объединяет в единый учебный предмет два учебных предмета: математику и информатику. Такая интеграция создаёт условия для осуществления органического единства мыслительной математической деятельности учащихся и освоение ими информационных технологий. 

   В связи с этим перед курсом «Математика + информатика» ставятся следующие цели и задачи:
* детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели (престиж, успешная карьера …), овладение многовековым опытом человечества для 6-7 летнего ребёнка не являются актуальными.  Учитель для повышения мотивации использует близкие цели: научить складывать и вычитать, продумывать план действий, выполнить задание быстрее всех и т.д.;
* учитывая, что основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребёнком реальную, понятную и вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – поможешь сказочному герою. Таким образом, у ребёнка возникает положительная мотивация;
* начальная школа является фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая деятельность человека. Перед учителем ставится задача добиться усвоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком. В связи с этим в программе делается акцент на практическое осмысление разделов и тем на практических занятиях на трёх уровнях сложности;
* применение на уроках компьютерных тестов и тренажёров позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и вовремя его скорректировать;
* учитывая то, что курс находится в тесной связи с другими учебными предметами, решаются задачи по расширению кругозора младшего школьника, воспитания гармонично развитой личности. Оказывается неоценимая помощь в пробуждении интереса к учению и желания знать больше, чтобы применить полученные знания в реальной жизни и на других уроках.
Содержание курса находится в тесной связи с программным материалом по математике  и является его помощником. Последовательность изучения курса тесно связана с «Программой по математике» для 1. 2, 3, 4 классов.

   Структура курса «Математика + информатика» для 1 класса:

  • 1 четверть – числа, знакомство с ПК;
  • 2 четверть – сложение и вычитание, работа с ПК;
  • 3 четверть – задачи, работа с ПК;
  • 4 четверть – величины, использование ПК.

   Структура курса «Математика + информатика» для 2 класса:

  • 1 четверть – план действий и его описание, работа с ПК;
  • 2 четверть – отличительные признаки и составные части предметов, решение задач;
  • 3 четверть – логические рассуждения, сложение и вычитание в пределах 100;
  • 4 четверть – величины, умножение и деление.

Структура курса «Математика + информатика» для 3 класса:

  • 1 четверть – высказывания, множества, умножение и деление;
  • 2 четверть – учимся создавать презентации, работа с многозначными числами;
  • 3 четверть – граф, построение графа, решение задач;
  • 4 четверть – аналогии, закономерности, порядок действий в числовых выражениях.

Структура курса «Математика + информатика» для 4 класса:

  • 1 четверть – объекты, адреса его компонент, вычисления «столбиком»;
  • 2 четверть – правила вывода, умножение и деление в «столбик»;
  • 3 четверть – приёмы фантазирования решение задач;
  • 4 четверть – презентации в PowerPoint, подготовка к итоговому тестированию.

    По окончании  обучения курсу «Математика + информатика» дети должны уметь:
*работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;
*работать с играми по управлению с движущимися объектами и логическими играми;
*составлять последовательность действий для достижения поставленной цели;
*рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя «Point»;
*выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;
*разделять предметы на группы в соответствии с указанными признаками;
*определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;
*описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
*заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
*выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
*изображать множества с разным взаимным расположением;
*записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
*по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»;
*выполнять анимацию в PowerPoint;
*создавать самостоятельную презентацию;
*владеть приёмами компьютерной графики;
*применять знания по математике в соответствии с государственным стандартом.

СТРУКТУРА УРОКА:

Вид деятельности: познавательная развитие  внимания, мышления, проверка усвоения познавательного материала, домашнего задания работа на компьютере.
Средства обучения

 

Продолжительность

Рисунки, таблицы, устройства ПК.

10-15 минут

Тесты, задачи, рисунки.

10-15 минут

ППС

 

15-20 минут

Результаты обучения контролируются самостоятельными работами – это труд и серьёзный труд. На уроках используется индивидуальная и групповая работа.
Планирование уроков информатики и математики в 1 классе. (50 ч.)

№№ Тема К-во часов
1 Знакомство с ПК. Монитор, мышь, системный блок, клавиатура. 2
2 Понятие числа. Азбука ПК. Правила техники безопасности. 2
3 Однозначные числа. Работа с клавиатурой. 2
4 Цифра и число. Правила работы с ПК. 2
5 Однозначные числа. Логические игры на ПК. 2
6 Многозначные числа. История развития ВТ. 2
7 Состав числа. Рисование в графическом редакторе Point. 2
8 Состав числа.  Панель инструментов. Автофигуры. 2
9 Тест по теме «Число». Языки программирования. 2
10 Сложение. Устройство компьютера. Основные элементы. 2
11 Сложение. Клавиатура, мышь. 2
12 Таблица сложения. Принтер, монитор. 2
13 Вычитание. Устройство компьютера (память). 2
14 Вычитание. Диск и дискета. 2
15 Таблица вычитания. Дисковод. 2
16 Тест по темам «Сложение и вычитание». Байт и бит. 2
17 Задача. Структура задачи. Понятие алгоритм. 2
18 Структура задачи. Алгоритм. 2
19 Простые задачи. Высказывания. 2
20 Простые задачи. Высказывания. Праздник числа. 2
21 Простые задачи. Множества. 2
22 Составные задачи. Множества. 2
23 Составные задачи. Подмножества. 2
24 Составные задачи. Подмножества. 2
25 Праздник «Эрудиты и задачи». 2

Планирование уроков информатики и математики во 2 классе. (50 ч.)

№№ Тема К-во часов
1 Введение. Инструкция по ТБ. Сложение и вычитание в пределах 10. 2
2 Однозначные числа. Устройство компьютера. 2
3 Многозначные числа. Повторение. Устройство ВТ. 2
4 Состав числа. Развитие быстроты реакции. 2
5 Тест по теме «Число». Развитие внимания. Виды алгоритмов. 2
6 Сложение. Логически-поисковые задания. Работа на клавиатуре. 2
7 Вычитание. Поиск закономерностей. 2
8 Задача. Структура задачи. Система команд исполнителя. 2
9 Простые задачи. Линейный алгоритм. 2
10 Составные задачи. Поиск информации. План поиска. 2
11 Прямоугольник, квадрат, ромб. Обработка информации. 2
12 Сочетательное свойство сложения. Применение информации. Обмен информацией. 2
13 Тест по теме «Решение задач». Знакомство с Windows и терминологией Windows. 2
14 Единицы измерения. Представление информации. Описание предметов, действий. 2
15 Единицы измерения. Схемы, таблицы, графы. 2
16 Трёхзначные числа. Их разрядный состав. Схемы, таблицы, графы. 2
17 Трёхзначные числа. Их разрядный состав. Алфавит логики. 2
18 Смысл действия умножения. Рассуждения. 2
19 Умножение и деление на 9. Работа в Point. 2
20 Умножение и деление на 9. Point. 2
21 Умножение и деление на 8. Point. 2
22 Умножение и деление на 7. Составление текстового документа. 2
23 Умножение и деление на 6 и 5. Составление текстового документа. 2
24 Тест по теме «Умножение и деление чисел 5,6,7,8,9». Закрепление умений создавать текстовый документ, поиска информации, ввода и вывода информации 2
25 Праздник по знанию ПК и математики. 2

Планирование интегрированного курса математики, информатики. 3 класс. (50 часов)

№ урока Тема К-во часов
1 Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел. Группы, классы объектов. 2
2 Повторение. Порядок действий. Алгоритмы. Виды алгоритмов. Имена объектов. Табличные случаи умножения и деления. 2
3 Повторение. Умножение и деление на 10 и 100. Понятие множества. Виды множеств. 2
4 Равные множества. Пустое множество.  Группа объектов. Задачи на приведение к единице. 2
5 Подмножество.  Истинность высказывания. Отрицание. Логические задачи. Составление задач по выражению. 2
6 Разбиение множества на части по свойствам (классификация). Нахождение площади и периметра фигуры. 2
7 Пересечение множеств.  Закономерность. Истинность составного высказывания. Величины. 2
8 Решение  задач. Создание презентации. 2
9 Из истории натуральных чисел. Как люди научились считать. Создание презентации. 2
10 Сложение и вычитание многозначных чисел. Создание презентации. 2
11 Многозначные числа. Создание презентации. 2
12 Умножение круглых чисел. Создание презентации. 2
13 Контрольная работа. Закрепление пройденных тем. 2
14 Умножение на однозначное число. Граф. Построение графа. 2
15 Деление на однозначное число. Ориентированный граф. 2
16 Формула пути S = V х t. Просто я работаю волшебником. 2
17 Решение задач на движение. Тест по теме: «Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции, графы». 2
18 Формула стоимости С = Ц х К, отработка навыков устных и письменных вычислений, решение задач на нахождение стоимости. Аналогия. Закономерность. 2
19 Решение задач, Повторение пройденного за год. Аналогичная закономерность. 2
20 Решение задач, отработка навыков устных и письменных вычислений. Повторение пройденного. Выигрышная стратегия. 2
21 Решение задач, отработка навыков устных и письменных вычислений. Повторение пройденного. Выигрышная стратегия. 2
22 Контрольная работа за год. Тест. 2
23 Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний. 2
24 Задачи на повторение.  Обобщение и систематизация знаний. 2
25 Задачи на повторение.  Обобщение и систематизация знаний. Праздник математики и информатики. 2

Планирование уроков информатики и математики в 4 классе. (50 ч.)

№№ урока Тема К-во часов
1 Таблица умножения и деления. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы,параметры. 2
2 Переместительное и сочетательное свойство умножения. Алгоритмы. 2
3 Площадь, периметр фигуры. Составные объекты. Отношение состоит из. 2
4 Алгоритм письменного умножения на однозначное число. Схема (дерево) состава. Адреса объектов. 2
5 Деление с остатком. Адреса компонент составных объектов. 2
6 Деление с остатком. Решение задач. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. 2
7 Письменное умножение на двузначное число. Относительные адреса в составных  объектах. 2
8 Письменное умножение на трёхзначное число. Множества, логические операции. 2
9 Тест по теме «Умножение и деление». Решение задач разных типов. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. 2
10 Письменное деление на однозначное число. Правила вывода «если … то …». 2
11 Письменное деление на двузначное число. Цепочки правил вывода. 2
12 Письменное деление на трёхзначное число. Простейшие и-или-графы. 2
13 Единицы величин и их соотношение. Приёмы анимации. Анимирование. 2
14 Решение задач с различными величинами. Приёмы анимации. Анимирование. 2
15 Единицы объёма. Приёмы фантазирования. Создание книжки-малышки. 2
16 Скорость движения. Взаимосвязь скорости, времени и расстояния. Связь изменения объектов и их функционального назначения. 2
17 Решение задач на движение. Применение приёмов фантазирования к объектам. 2
18 Знакомство с уравнениями. Применение приёмов фантазирования к алгоритмам. 2
19 Составление уравнений по данному условию, по схеме. Анимация в Power Point. 2
20 Решение задач способом составления уравнений. Аппликация, как средство компьютерной графики. 2
21  Тест по теме «Решение задач». Числовые и буквенные выражения. Анимация в Power Point. 2
22 Действия с многозначными числами. Графический редактор. Создание проекта «Книжка-малышка». 2
23 Решение задач разных типов. Презентации в Power Point. 2
24 Решение задач разных типов. Презентации в Power Point. 2
25 Праздник математики и информатики. 2