Урок математики в 3-м классе по теме "Таблица умножения и деления на 6"

Разделы: Математика, Начальная школа


Тема урока: Таблица умножения на 6 и соответствующие случаи деления на 6.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
  • составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления;
  • совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения;
  • развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память;
  • воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Оборудование урока: Мультимедиапроектор; компьютеры; таблица умножения (приложение 1); презентация (приложение 2).

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 3мин.
  3. Устный счет – 7 мин.
  4. Работа над новым материалом – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 3 мин.
  6. Проверка усвоенного материала – 5 мин.
  7. Работа над пройденным материалом – 7 мин.
  8. Итог урока – 2 мин.
  9. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Задачи урока (примечание)

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку только «5».

Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим таблицу умножения составлять,
И Гарри Поттер нам в этом будет помогать.
Сегодня мы откроем секрет волшебной цифры,
И нам скорее надо в школу Хогвартс торопиться!

Слайд № 2

III. Устный счет

1. Создание волшебной палочки

- Создайте волшебную палочку. Пусть простой карандаш станет волшебным. Нарисуйте фигуры не отрыва карандаш от бумаги и, не проводя дважды по одной линии.

Слайд № 3

Упражнение, требующее от учащихся наблюдательности, развивает абстрактное мышление, логическое мышление.

2. Повторение табличного умножения и деления

- Только тот, кто дружит и помогает другу  всегда и везде сможет выполнить следующее задание волшебников.

Счет «цепочкой» у доски.

2∙3=

   

9∙2=

5∙4=

   

4∙6=

6∙3=

   

5∙5=

4∙7=

   

8∙2=

8∙4=

   

3∙7=

4∙9=

   

2∙8=

Повторение изученных таблиц умножения. Подготовка к восприятию нового.

Проверка (Слайд № 4)

IV. Работа над новым материалом

1. Составление таблицы умножения на 6.

- Откроем волшебную цифру урока. Отгадайте загадку.

Первая загадка веселая задачка.
Трое читают. А эти вдвоем,
Что рисуют старательно.
Соседу задачу про водоём
Нужно решить обязательно.
Вот тебе задачка мой друг:
Сколько друзей собралось вокруг?
(6 друзей.)

- Волшебная цифра открыла нам двери в волшебную школу магов и волшебников. Гарри Поттер предлагает сосчитать сапожки у различных мошек. Я должна напомнить вам, что ножек у мошек не две, а шесть.

Эти насекомые хорошо знакомы нам.
Сколько обуви - смотри!
Сосчитать умеешь ты?
Мухи, жук и мошки
Обули сапожки,
Боты для работы,
Туфли с каблуками,
Чтоб плясали с нами,
Бабочки - тапочки,
Божьи коровки – лапотки с верёвками,
Пчёлки на ножки обули босоножки.
Комарики – толкуны
Кузнечики – прыгуны
Для спорта тренировки –
Кеды и кроссовки.
Стрекозы сандалии, чтоб легко летали,
Муравьишки маленькие натянули валенки.

На данном этапе осуществляются приёмы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

- Я предлагаю вычислить произведение таблицы 6:

Один жук в ботах
Две мухи в сапожках
Три мошки в туфлях
Четыре бабочки в тапочках
Пять божьих коровок в лапотках
Шесть пчёлок в босоножках
Семь комариков в кедах
Восемь кузнечиков в кроссовках
Девять стрекоз в сандалиях
Десять муравьёв в валенках

(Слайд № 5)

6∙1=6
6∙2=12
6∙3=18
6∙4=24
6∙5=30
6∙6=36
6∙7=42
6∙8=48
6∙9=54
6∙10=60

2. Волшебные слова.

- Гарри Поттер даёт нам подсказку волшебные слова.

Шестью четыре – двадцать четыре,
Шестью шесть – тридцать шесть,
Шестью восемь – сорок восемь.

- Что получим, если из данных произведений будем отнимать (вычитать) 6? (24-6=18, 36-6=30, 48-6=42).

- Мы получим соседей слева.

- А если будем прибавлять 6? (24+6=30, 36+6=42, 48+6=54).

- Получим соседей справа.

(Слайд № 6)

3. Составление таблицы деления на 6.

- Используя таблицу умножения, составьте соответствующие случаи деления на 6.

- Какой закон математики будете использовать? (Если произведение разделить на один из множителей получим другой множитель.)

(Слайд № 7)

Развитие математической речи.

V. Физкультминутка

Волшебные движения: возьмите правой рукой за нос, левой рукой за правое ухо; быстро хлопните в ладоши и поменяйте руки (левой рукой за нос, а правой рукой за левое ухо).

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения. (Слайд 8)

VI. Проверка усвоенного материала

№ 6 стр. 40 учебника Моро М.И.

- Волшебники заколдовали задачу. Дополните условие задачи и решите её.

- Составим краткую запись. Выделите главные слова. (Тетрадь, учебник.)

- Какой поставите вопрос? (Сколько стоят тетрадь и учебник вместе?.)

- Самостоятельно дополните краткую запись и решите задачу, с последующей взаимопроверкой в парах.

(Слайд № 9)

Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.

VII. Работа над пройденным материалом

По вариантам. Слабые учащиеся выполняют по учебнику, сильные - выполняют работу по компьютеру.

1. Самостоятельная работа.

Игра Гарри Поттер «Таблица умножения»

№ 3, № 4 (1 столбик), стр.40 учебника Моро М.И.
Самопроверка.

Учащиеся закрепляют умения записывать выражения с переменной, решать уравнения.

(Слайд № 10)

2. Индивидуальная работа на компьютере.

- Гарри Поттер просит помощи. Решив таблицу умножения, заработайте карточки волшебников.

Работа по компьютеру.

Метод контроля и самоконтроля.

VIII. Итог урока

- Чему научились на уроке?

- Что больше понравилось на уроке?

Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности.

IX. Домашнее задание

- Гарри Поттер прощается с вами и желает вам успехов в познании нового.

№ 2, № 7 стр.40, выучить таблицу умножения на 6.

(Слайд № 11)