Конспект урока по теме: "Состав слова. Приставка и предлог". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • развитие умения отличать предлоги от приставок через разведение понятий;
  • развитие связной речи учащихся через небольшой художественный текст;
  • формирование навыка правильного написания предлогов и приставок через систему упражнений;
  • формирование орфографической зоркости;
  • закрепление общеучебных умений и навыков.

Оборудование:

  • Полякова А.В. “Русский язык”. Учебник для 3 класса начальной школы. – В 2 ч., 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008;
  • текст тренировочного упражнения записан на ватмане (или на листе формата А4) (Приложение 1);
  • карточки для индивидуальной работы (Приложение 2).

Ход урока

I. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите сегодняшнее число.

Спишите слова с доски:

Победа, решать, ездить, дирижёр, лимон, одеяло, гербарий.

Отметьте орфограммы.

Подчеркните первые буквы слов. Что получилось?

Дети: Предлог.

II. Работа по теме урока.

Учитель: Тема нашего урока “Состав слова. Приставка и предлог”.Что такое “предлог”?

Дети: Слово, которое служит для связи слов в предложении.

Учитель: Почему нужно различать приставки и предлоги?

Дети: Надо быть грамотными людьми. У приставки и предлога разное назначение в русском языке. Приставки – это часть слова и её отрывать нельзя. Предлог – это слово, а все слова мы пишем отдельно друг от друга.

III. Погружение в тему через работу с учебником.

Учитель: Найдите, пожалуйста, в учебнике упражнение № 107 (с.62). Познакомьтесь с заданием.

Дети: В первом пункте просят сравнить выделенные слова. Пары слов состоят из одних и тех же букв, но записаны по-разному. В первом слове – это приставка, а во втором – предлог.

(Крылья доски сворачиваются и возникают два столбика.)

Учитель: Здесь записано упражнение. Какое может быть задание?

I вар.

II вар.

доехать подвиг
домовой подвижный
допить подошва
дождаться подводный
долина подарок
достроить подъехал
дождь подвал

Дети: Можно найти и выделить приставки.

Учитель: Мне нравится ваше задание. А справитесь?

Дети: Да.

Учитель: Тогда выполните придуманное.

(Когда 80% детей подходят к завершению работы к доске вызываются два ученика, которые выделяют приставки в своём варианте.)

Учитель: Итак, проверяем. Так ли у вас? Если нет, то давайте послушаем доказательство своей правоты.

(Коллективно разбираются спорные случаи, если таковые имеются.)

Учитель: Замечательно. В нашем учебнике есть упражнение № 108. Предлагаю его выполнить.

Дети устно объясняют значение каждого слова в форме экспресс-опроса:

Наряд – 1) документ, которым устанавливается задание на выполнение работ исполнителям, непосредственно рабочему, бригаде работников;

2) воинское задание, поручаемая военнослужащему работа;

3) красивая нарядная одежда №1 костюм;

Ряд - вереница, строй, предметы по одной черте, по порядку, чередом.

Пробор - линия, разделяющая волосы, расчесанные на две стороны.

Бор – 1) сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска;

2) стальное сверло в бормашине;

3) химический элемент.

Занос - наметенный вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь.

Нос – 1) орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных;

2) передняя часть судна.

Пополю – желание полоть, выдёргивать сорняки.

Поле - 1) безлесная равнинная территория;

2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;

3) площадка, оборудованная для чего-либо (напр., поле футбольное);

4) район боевых действий (напр., поле битвы).

Запечь – выпекать что-нибудь в духовом шкафу.

Печь - каменное или металлическое сооружение, накаливаемое сжиганием дров или иного горючего вещества, и служащее для нагревания помещений или для обработки каких-нибудь материалов.

Учитель: Найдите предлоги и докажите свой ответ.

Дети: На, про, за, по – предлоги, потому что между ними можно поставить подходящее по смыслу имя прилагательное.

IV. Первичное закрепление через дидактическую игру.

Учитель: А хотите поиграть?

Дети: Да.

Учитель: Тогда, вперёд! Игра называется “Нужный предлог”.

Прикрепляется ватман с записью:

взобрался ? гора
зацепился ? скатерть
добрести ? город
выехали ? село
вцепился ? рука

Учитель: Почему изменяются имена существительные?

Дети: Этому способствует предлог.

Учитель: Так какая роль у предлогов в русском языке?

Дети: Предлоги служат для связи слов в предложении.

V. Физкультминутка для глаз.

Учитель: Встали, посмотрели в окно, посмотрели себе на нос. Смотрим вдаль, на нос и так 6 раз. Глаза закрыли – открыли (3 раза).

VI. Продолжение работы над темой урока.

Учитель: Спасибо, сели, продолжаем работать. Что надо сделать в упражнении № 109?

Дети: Добавить предлоги.

Учитель: Возьмите карандаш и внесите изменения в учебнике.

(Дети самостоятельно вставляют предлоги.)

Учитель: Что дальше?

Дети: Надо выписать сочетания прилагательных с существительными.

Учитель: Хорошо, ищем и подчёркиваем их в учебнике. Вслух работаем цепочкой.

Дети: Бурый медведь, сильный зверь, крупный зверь, жёсткая шерсть, длинная шерсть, небольшие уши, ноги толстые, на широких лапах, длинные когти, острые когти, на задних лапах.

Учитель: Всё верно. Запишите их в тетрадь.

(Дети выполняют задание.)

Учитель: На подоконнике лежат карточки. Если вы уже выполнили задание, то подойдите и выберите ту карточку, с которой вы хотите поработать.

(Дети самоопределяются в выборе задания.)

           
1. Прочитай текст.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Запиши, вставляя необходимые предлоги вместо пропущенных слов.

3. Подчеркни орфограммы.

1. Прочитай текст.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Запиши, вставляя из слов для справок необходимые предлоги вместо пропущенных слов.

Слова для справок: К, за, в, на, при, над, под, около.

1. Прочитай текст.

В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Спиши его. Проверь.

3. Подчеркни предлоги.

Примечание:

Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Дети знают, что карточка с жёлтым квадратом очень трудная, с красным квадратом – средней трудности, с зелёным квадратом – с дополнительными указаниями (облегчённый вариант). Их неравное количество: высокого уровня делаем заведомо больше, чтобы был рост у детей среднего уровня, карточки для слабых делаются по принципу + 1 от количества детей с этим уровнем. У детей всегда есть шанс выбрать более сложный уровень, т.к. карточек делается больше, чем детей в классе.

Учитель: Спасибо за выбор. У каждого из вас теперь на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.

(Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)

VII. Домашнее задание.

Учитель: Найдите упражнение № 110. Прочитайте задание. Что вызвало затруднение? Запишите номер в дневник – это домашнее задание.

VIII. Итог урока.

Учитель: Давайте сделаем обобщение. Что мы знаем о предлоге и приставке?

Дети: Предлог – это слово, которое пишется отдельно и служит для связи слов в предложении. Приставка – это часть слова, поэтому неотделима от него. Чтобы проверить предлог это или приставка, надо попробовать поставить между ними прилагательное.

Учитель: Молодцы! Урок окончен!