Урок литературы в 6-м классе "Библия как источник знаний и вдохновения"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
  • познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии

Оформление урока:

  • в качестве сопровождения используется компьютерная программа "Презентация" (приложение 1);
  • музыка: "Аве Мария"

Ход урока

Вступительное слово учителя о Библии.

Опрос учащихся по теме

  1. Библия как один из источников изучения истории.
  2. Отражение библейских мифов и притч в изобразительном искусстве.
  3. Библия как источник вдохновения писателей и композиторов.
  4. Значение Библии (домашнее задание).

Просите, и дано будет вам,
Ищите, и найдете,
Стучите, и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает,
И ищущий находит,
И стучащему отворят.
Евангелие от Матфея, 7.7 - 8

1. Слово учителя

Библия - это Книга Книг, которая вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времён люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов, многие страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мысли.

Библия переведена на 286 языков мира, только с 1915 по 1975 напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии.

Для миллионов людей эта книга является настольной, к ней они обращаются в поисках ответов на сложные жизненные вопросы, в ней они черпают силы и веру.

2. Опрос учащихся

Прочитайте эпиграф урока и скажите, как вы его понимаете?

  1. Из каких книг состоит Библия? Почему она распадается на такие части? (Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа, деяния его учеников).
  2. Что означает слово "Библия"? (Книга, свиток)
  3. Сколько дней понадобилось Богу для сотворения мира? (Шесть)
  4. В каком порядке был создан мир?
  5. Кто были первые люди и что означают их имена? (Адам (человек) и Ева (жизнь))
  6. Назовите имена библейских героев, особенно вам запомнившихся. (Моисей, Авраам, Исаак, Давид, Соломон.)

Библия - кладезь человеческой мудрости. Многие строки, выражения из нее стали фразеологизмами. Что такое фразеологизмы?

Я напомню вам некоторые их них, а вы объясните их значение

Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1) : беспорядок, суматоха.

Запретный плод (Бытие, 2, 16 - 17): что - либо желанное, но запретное.

Иерихонская труба (Бытие,2, 16 - 17): громкий, трубный голос.

Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.

Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 - 18): суд мудрый и скорый.

Ноев ковчег (Бытие, 6 - 7): средство спасения.

Змей-искуситель (Бытие): кто-то, соблазняющий на неблаговидный поступок

Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.

Каинова печать: след преступности на лице

Новый Завет.

Пока мы, в основном, говорили о Ветхом Завете. Почему же вторая часть Библии характеризуется как "новая"? О чем повествует эта часть Библии?

Кто рассказал нам о жизни Христа?

Что означает слово "Евангелие"?

Кто были родители Иисуса Христа?

Где он родился?

Назовите некоторых учеников Христа.

Кто его предал?

Что такое Голгофа?

Как был казнен Иисус Христос?

В нагорной проповеди, обращаясь к своим ученикам, а через них и ко всем людям, Иисус произнес заповеди, по которым должно жить человечество. Назовите их. (Заповеди Иисуса Христа написаны на отдельном плакате, который временно закрыт)

  1. Бог для всех один.
  2. Не поклоняйся идолам.
  3. Не произноси имя Бога всуе.
  4. Шесть дней работай, один отдыхай.
  5. Люби отца и мать своих.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не доноси и не лги.
  10. Не завидуй.

3. Библия и история.

(сообщение двух учеников)

Людей всегда интересовало да и будет интересовать прошлое. Именно там порой таятся ответы на важнейшие вопросы современности.

Способов изучения истории великое множество. Это и сложные научные исследования, это и археологические раскопки, и скрупулезная работа с документами прошлого. Любой материал, подающий весточку из давно прошедших времен, чрезвычайно важен.

Именно поэтому такая книга, как Библия не могла оставить равнодушными историков и археологов. При внимательном изучении этой книги обнаруживаются интереснейшие сведения о событиях прошлого. Конечно, не все, написанное в Библии исторически достоверно, но при сравнении с иными материалами и исследованиями, обнаруживается много общего и выделяются удивительные подробности. Это касается, в частности Всемирного потопа. Это событие подтверждено научными исследованиями и рассказами о нем, сохранившихся в различных эпосах. Но нигде нет такого подробного материала о строительстве некого сооружения, способного выдержать страшную стихию - та называемого Ноева ковчега. Только в Библии дано столь точное указание на место, где он закончил свой путь - это гора Арарат в Турции. Многочисленные экспедиции туда, фотографии и фильмы убеждают нас, что Ноев ковчег существовал на самом деле. Вскоре на Арарат сбирается очень представительная экспедиция. Вот только немногие фотографии, позволяющие убедиться в подлинности рассказанного на страницах Библии. (указывает на стенд)

Археологическое подтверждение находят и некоторые другие факты, изложенные на страницах Великой книги. Совсем недавно были обнаружены погребенные под слоем песка развалины города, неизвестного ранее. Ученые предполагают, что это Содом или Гоморра, страшное разрушение которых описано в Библии. Вот на этих фотографиях первые раскопки этих городов. (показывает на стенд)

Основное внимание в Ветхом Завете уделено истории еврейского народа, его правителям и пророкам. Мы узнаем об истории Палестинского государства, о временах его расцвета и распада. Из Библии мы узнаем о знаменитых правителях Соломоне, Давиде, Сауле, об их свершениях, законах, по которым жили государства при их правлении. В Библии описывается небывалый по красоте и величию храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. До наших дней дожила, к сожалению, только одна стена этого храма. Сейчас она носит название Стены Плача и поклониться этой святыне приходят тысячи людей.

Именно в Иерусалиме находятся места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.

Историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

4. Библия и искусство.

Ни одна из книг, когда-либо написанных человеком, не порождала такого непреходящего интереса к себе, как Библия. Для многих миллионов людей она была и остается настольной книгой, для других - это еще и источник вдохновения. Библейские сюжеты вдохновляли на создание великих полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса.

Весь "Ветхий Завет" проиллюстрирован великим французским художником-графиком Гюставом Доре.

Мы проводили с вами заочную экскурсию по Эрмитажу. Постарайтесь вспомнить библейские сюжеты, по которым написаны эти полотна.

  1. Хендрик Голциус "Адам и Ева"
  2. Рембрандт "Жертвоприношение Авраама"
  3. Рембрандт "Возвращение Блудного сына"
  4. Якоб ван Ост Старший "Давид с головой Голиафа"
  5. Джорджоне "Юдифь с головой Олоферна"
  6. Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа"
  7. Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"
  8. Питер Пауль Рубенс "Снятие с креста"
  9. Паоло Веронезе "Оплакивание Христа"
  10. Эль Греко "Апостолы Петр и Павел"

Конечно, эти художники писали картины и на другие сюжеты, но библейская тематика занимает в их творчестве ведущую роль.

5. Библия и музыка.

Очень много музыкальных произведений таких композиторов, как М. Мусоргский, Ф. Глинка, И. Гайдн, А. Рубинштейн, Бах, Бетховен, Моцарт и других посвящено библейским сюжетам.

Звучит произведение "Аве, Мария". (На экране картина Рафаэля "Сикстинская мадонна")

6. Значение Библии.

Коротко перечисляются основные положения урока, еще раз подчеркивается роль Библии как источника знаний в различных областях культуры, литературы и искусства. Дома каждый ученик должен письменно сделать вывод о значении Библии для себя самого.

Заключительное слово учителя.

Я надеюсь, ребята, что вы хоть иногда станете сверять свои помыслы и поступки с нормами христианской морали, а знания и информативный материал, полученные вами на уроках литературы, помогут вам стать разносторонне развитыми личностями.