Любовная лирика поэтов "серебряного века"

Разделы: Литература


Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

М. Цветаева.

ХОД УРОКА

Учитель. Невозможно представить себе литературу любого периода без любовной лирики. Сегодня мы обращаемся к любовной лирике «серебряного века», миру глубоких и сложных интимных переживаний. Главный критерий этих произведений – неповторимость, оригинальность поэтического стиля, передающего индивидуальный строй уши, желание выразить мир по-своему.
Итак, представим себе, что в один из декабрьских вечеров 1905 года мы оказались в квартире Вячеслава Иванова, которая всеми петербуржцами называлась «башней». По средам здесь собирались люди искусства, многие читали свои стихи. Первое слово предоставляем хозяину. Стихотворение с притягательным названием «Любовь»

Ученик читает стихотворение В. Иванова «Любовь».

Учитель.

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?
– В чем оригинальность авторского подхода?
(Название стихотворения настраивает читателя на трепетное чувство, особую лирическую интонацию.  Но при чтении стихотворение не производит такого впечатления. Оно поражает монументальностью, стройностью в разработке темы, отточенностью сонетной формы, но никак не силой и сокровенностью чувства, а скорее рассудочностью, холодностью.
В стихотворении нет традиционного лирического «я». Основной акцент сделан на слове «мы», которое повторяется пять раз и символизирует слияние, нерасторжимый союз. Все стихотворение построено на одном композиционном приеме: вариация ассоциаций, способных передать силу и неразрывность этого союза. В последних строфах появляются религиозные, мифологические образы (крест, божественный гроб, Сфинкс).
Блестяще выдержана форма сонета. Каждая строфа – законченное целое. В первой утверждается тема стихотворения, вторая ее развивает, первый торцет намечает развязку, второй ее завершает. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
В стихотворении много славянизмов, что придает ему пышность, торжественную монументальность. Оно поражает скорее виртуозным владением техникой, чем силой чувства).

– Здесь же, на башне В.Иванова, молодая начинающая поэтесса А.Ахматова читает свои первые стихи. В этот вечер она прочла «Песню последней встречи». Все ждут, что скажет В.Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. Вячеслав Иванов молчит минуту, потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: « Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии!» Неожиданно высокая оценка.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Учитель.

– Что заставило признанного мэтра так высоко оценить стихотворение начинающей поэтессы, ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительным?
– Какое переживание лежит в основе стихотворения?
– Как душевное переживание героини проявляется в ее поступках, восприятии окружающего мира? Найдите в тексте говорящие детали.
– Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

(Учащиеся ориентируются на вопросы под текстом стихотворения в раздаточном материале)

– Еще одно стихотворение А.Ахматовой «Вечером».

Ученик читает стихотворение.

Учитель.

– Какая ситуация изображена в стихотворении? Что позволяет критикам говорить о зачатках сюжета в лирика А.Ахматовой?
– В чем противоречивость переживания героини? С помощью какого художественного приема Ахматова передает противоречивость ее чувств?
– Стихотворения Ахматовой современники называли «маленькими гейзерами». Что лежит в основе этого определения? Что объединяет эти два стихотворения?
(Ее любовные драмы происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. В подобных стихах чувство действительно как бы вырывается наружу из некого тяжкого плена молчания, терпения, безнадёжности и отчаянья.)

Учитель: Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни. Предчувствие любви, её ожидании, разочарование, ревность – все эти состояния  цветаевской героини запечатлены в  любовной лирике в многочисленных нюансах. Истинное чувство, по Цветаевой, живёт не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Своеобразной клятвой верности любви можно назвать стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»
Послушаем его.

Ученик читает.

Учитель.

– Что вы услышали. Какое место в жизни лирической героини занимает любовь?
– Как это помогают понять две последние строчки первого четверостишия?
– Какую жизненную позицию в отношении любви занимает лирическая героиня?
– Как любовь помогает человеку в жизни, что говорит об этом лирическая героиня?
– Какой новый поворот темы вносит последнее  четверостишие?
– Чем тема любви в творчестве Цветаевой отличается от  той же темы в творчестве А. Ахматовой, В. Иванова?
– Ожиданием любви живёт лирический герой Б. Пастернака в стихотворении «Никого не будет в доме».

Ученица читает.

Учитель.

– Как представляет себе свою возлюбленную лирический герой?
– Какое место в жизни  он ей отводит?
– Жемчужиной в любовной лирике Пастернака является стихотворение, которое мы сейчас услышим.

Ученица читает «Любить иных – тяжёлый крест…».

 Учитель.

– Какой новый поворот в развитие темы вносит это стихотворение?
– Как в стихотворении сочетается конкретное и отвлечённое?
– Чем восхищён лирический герой?
– На какие философские размышления наталкивают лирического героя  размышления о любимой женщине?
– И закончить наш разговор хочется словами ещё одного замечательного представителя «Серебряного века» О. Мандельштама.

(Учитель читает стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»)

– Какой вывод мы можем сделать? Всё в жизни движется любовью!