Урок "Страна Внимания" (Учусь быть внимательным)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: организовать деятельность учащихся по развитию умения быть внимательным.

Задачи урока:

  • мотивировать школьников на управление своим вниманием;
  • способствовать формированию у учащихся представлений и ощущений, которые помогают поддерживать произвольное внимание;
  • обучение различным упражнениям для тренировки произвольного внимания.

Оборудование: на магнитной доске карточки с названием “Страна Внимания”, карточки с символами для расшифровки, изображение гномиков, их домов, “шумящие коробочки”, аудиозапись или диск “Звуки леса”, корзинка с шишками сосны, лиственницы, ели, кедра, грецкий орех, фундук, каштан и др., цветок из бумаги, закрепленный на проволоке (лепестки у цветка подписаны). Для каждого ученика на парте табличка с числами, загадочная картинка, набор предложений и солнышко.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

В какой же стране мы должны оказаться?
Попробуем с вами сейчас разобраться.

Прежде чем мы отправимся в одну необычную страну и познакомимся с ее жителями, мне бы хотелось узнать о какой важной способности человека идет речь:

  • без него невозможно отличить правый ботинок от левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило, стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда. [3]

Догадались, какая это способность человека? Это внимание.

Проверим наше предположение, расшифруем название необычной страны (на партах у ребят карточки с буквами и символами, они находят соответствующий символ, расположенный на доске и открывают поочередно буквы).

С т р а н а

Название разгадано. Молодцы!

Теперь вы хотите познакомиться с жителями этой страны, а для этого нужно сделать упражнение для глаз – пальминг (упражнение Бейтса).

Перед выполнением упражнения нужно согреть руки. Наложить две руки ладошками вверх так, чтобы фаланги мизинцев были соединены. Согнуть ладошки в пригоршни и наложить на глаза, опираясь на костную (не хрящевую) часть носа. Глаза должны свободно открываться под ладонями. Света не должно быть видно. Представьте себе что-то бархатно-черное (муравья, ползущего по розе; точку на белой бумаге; черную букву). Если удается представить черное, глаза отдохнули.[2]

В то время пока ученики выполняют пальминг, учитель на доке меняет картинки с изображением домиков и выставляет картинки с изображением гномов.

После выполнения упражнения, учитель спрашивает, что изменилось, сколько было домиков, сколько стало, какого домика не стало и знакомит с жителями страны Внимания.

Жители этой страны – гномики, которых зовут: Умные глазки, Умные ушки, Минутка, Умные пальчики, Доброе сердечко и они очень дружно живут, дружно играют и вас этому научат.

Гномик Умные ушки <Рисунок 1> предлагает поиграть в его любимую игру “Шумящие коробочки”, но перед игрой нужно сделать массаж ушных раковин. Для этого осторожно заворачивать ушные раковины вперед – назад три раза, массировать ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах. Ушки должны быть внимательными.

Учащиеся по одному выходят к столу учителя, на котором разложены двенадцать коробочек из-под спичек. Ученик берет любую коробочку, трясет ее и слушает, как она звучит, затем находит парную коробочку с таким же звуком.

Следующая игра называется “Найди ошибку” и ученики работают в парах.

Учащимся предлагаются предложения с ошибками:

Хозяйка сварила зуб.
Мальчик перелез через сабор.
У девочки болел суб.
На лугу паслась коса.
На цветке сидела папочка.
Мальчик бил воду из стакана.
Из чайника шел бар.
В том томе я живу.
У меня взрослая точка.
В конце предложения надо ставить дочку.
Футболисты забили кол.
Учительница поставила мальчику гол.
В руке у мальчика был воздушный жар. [1]

Ребята быстро справились с заданием. Молодцы! Вот и гномик Минутка ждет вас, чтобы полечить горлышко и подышать носиком. (Весь класс выполняет упражнения дыхательной гимнастики и артикуляционной гимнастики).

Гномик Минутка <Рисунок 2> не любит терять времени, и трудное задание он приготовил вам на время, а точнее на 1 минуту. У каждого ученика есть волшебная таблица с числами <Рисунок 3>, если по ней тренироваться каждый день, то она поможет сосредоточиться перед уроком, поможет улучшить свое внимание и делать меньше ошибок. За 1 минуту вам предстоит находить числа по порядку, начиная от 1. Старайся находить числа, написанные одинаково. Не забывай работать внимательно.

Молодцы! Вы хорошо поработали, поэтому необходимо и хорошо отдохнуть. А где человек больше всего любит отдыхать? Конечно, самый лучший отдых – это отдых на природе. Наши гномики очень любят гулять в лесу. Вы тоже любите? А почему?

Зеленый цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия.

Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеять отрицательные эмоции. Зеленый цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление, функции нервной системы, снимает утомление глаз, нарушение зрения, головную боль.

Именно в лесу мы испытываем приток новой энергии, чувствуем себя лучше, добрее, сильнее.

Можете прилечь на парту, закрыть глаза, расслабиться и представить себя в лесу.

(Включается аудиозапись “Звуки леса”)

Учитель на фоне голосов леса читает стихотворение.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу
Зеленая шишка под елкой лежит
Зеленая музыка где-то звучит
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне.

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый цвет колеблется в глазах.

Вы все отдохнули, расставаться с лесом, наверное, не хочется и вот гномик Умные глазки <Рисунок 4>, предлагает вам загадочную картинку, на которой надо отыскать лесных животных. Для этого помним, что глазки должны быть внимательными.

(Каждый ученик работает с картинкой <Рисунок 5>, на своем месте).

Назовем, каких животных вы увидели.

Молодцы, ребята! А вот и гномик Умные пальчики <Рисунок 6>. Он в лесу время не терял и что увидел в лесу, собирал. Насобирал он полную корзинку разных шишек.

Назовем, с какого дерева шишка. Но угадывать будем с завязанными глазами.

Наше условие - пальчики должны быть внимательными.

(По желанию ребята выходят к корзинке и с завязанными глазами берут шишку, называют с какого дерева эта шишка).

Гномик Доброе сердечко <Рисунок 7> хочет подарить вам стихи. Попробуйте догадаться, что хотел бы вам напомнить гномик. Ребята читают стихи и отмечают, почему именно эти стихи выбрал гномик.

Кого я уважаю

Я уважаю муравья
За то, что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья
За песен звонких переливы.
Я уважаю снегирей
И дятлов тоже уважаю
За то, что родины своей
Они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег
За то, что он весной растает.
Я очень уважаю тех,
Кто никого не обижает.
(Е.Карганова)

Медведь

- Ты куда идешь, медведь?
- В город, елку приглядеть!
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В лес возьму, в свое жилье!
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.
(Г.Виеру)

Гости

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено.
Воду льет на блюдце, -
Пусть они напьются.
Гости пьют и едят,
Прыгают, дерутся.
Улетать не хотят,
В руки не даются.
Вот какие гости
На окне у Кости!
(О.Высоцкая)

Снегирики-снегири

Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!
(П.Воронько)

Цветок

Цветок на лугу, я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял – и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
(В.Викторов)

У красы- березки
Платье серебрится.
У красы- березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка – в слезы.
Защищать березку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса березка
Выросла большою.
(П.Воронько)

Муравьишки - торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Вот ячменное зерно…
Ох, тяжелое оно!
Нужно летом потрудиться –
Все зимою пригодится.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
(Али Бабоджан)

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте.
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В.Берестов)

Молодцы, ребята, не забывайте о том, что и сердечко должно быть внимательным.

Гномики очень любят трудиться и для вас они вырастили необычный цветок, волшебный цветок.

Лепестки у этого цветка разные: прилежность, здоровье, хорошее настроение, любознательность, творчество, доброжелательность, мечта, упорство и ухаживать за ним просто – учиться с радостью. Послушайте об этом цветке песню.

(Звучит фонограмма песни “Волшебный цветок” и учитель поет).

Много разных цветов мы встречали,
Ярких, пламенных будто заря.
Но вот вырос совсем небывалый
Он учебным зовется не зря.

Припев. Чтобы дружба и творчество были,
Чтоб старательность с вами была,
Чтобы все на пятерки учились
О цветке помни всегда.

Вспоминая о радостной встрече
Вдаль шагая по звонкой росе.
Пусть поможет цветок вам, конечно,
Обрести много новых друзей.
Припев.

Учитель дарит классу цветок учебы.

Итог урока. Способность быть внимательным – это очень нужное свойство психики человека, ведь оно связано с восприятием – когда мы слушаем интересную историю, мы сосредотачиваем внимание на этих словах, не обращаем внимания на посторонние звуки, запахи и др., с мышлением – когда решаем задачу, с памятью – когда вспоминаем правописание одной орфограммы, с воображением – когда стараемся точно нарисовать придуманный нами фантастический город.

Внимание помогает выбрать самое важное и отвлечься то всего ненужного в тот или иной момент. И очень здорово, что внимание можно тренировать.

И в этом мы убедились на нашем уроке.

Рефлексия. А для того, чтобы выразить свои впечатления об уроке, нарисуйте на солнышке своё настроение.

(Вырезанное солнышко у каждого на парте)

В заключении или в качестве резервного материала можно предложить сказку Н.Г.Гарина-Михайловского “Знаем!”

Жили себе муж и жена, хорошие люди, но только никогда никого до конца не дослушивали и всегда кричали:

- Знаем, знаем!

Раз приходит к ним один человек и приносит халат.

- Если надеть его и застегнуть на одну пуговицу, - сказал человек, - то поднимешься на один аршин от земли; на две пуговицы – до полунеба улетишь; на три – совсем на небо улетишь.

Муж, вместо того чтобы спросить, как же назад возвратиться, закричал:

- Знаем!

Надел на себя халат, застегнул сразу на все пуговицы и полетел в небо.

А жена его бежала и кричала:

- Смотрите! Смотрите: мой муж летит!

Так бежала она, пока не упала в пропасть, которой не видела, потому что смотрела все в небо.

На дне пропасти протекала река.

Говорят, он превратился в орла, а она – в рыбку.

И это, конечно, еще очень хорошо для таких разинь, как они.[3]

См. приложение.

Литература для урока

1.Е.Н.Дзятковская “Учусь в радость 1” рабочая тетрадь для младших школьников.- М.: Центр “Образование и экология”, 2005.

2.Е.Н.Дзятковская “Научите ребенка учиться в радость”. Методические рекомендации к рабочей тетради №1.

3.М.П.Осипова. Воспитание. Второй класс. – Минск: “Интерпрессервис”, 2003.