Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3-м классе (Программа "Планета знаний")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам;
  2. Расширить кругозор учащихся и общие представления о животных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к ее изучению;
  4. Отработка вычислительных навыков.

Оборудование: медиапроектор, карточки для групповой и парной работы, книги о животных, Красная книга Ставропольского края.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поздоровайтесь с ними.

2. Психологический настрой.

(Приложение)

– Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.

А работать мы будем под девизом: «В единстве наша сила».

А эпиграфом к нашему уроку будут слова Николая Рыленкова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней».

– Улыбнёмся мы друг другу и пожелаем хорошего настроения. Не покидая класса, мы отправимся на экскурсию, но это будет не просто прогулка, а математическая. А для этого выполним математический диктант.

3. Математический диктант.

  • Увеличьте 31 на 8. (39 – С)
  • Первый множитель 7, второй – 9.Чему равно произведение? (63 – Ж)
  • Какое число меньше 72 на 50? (22 – А)
  • Увеличь 44 на 16. (60 – У)
  • Чему равна разность чисел 28 и 14? (14 – Р)
  • Из 86 вычти 6 единиц. (80 – Д)
  • На сколько 58 больше, чем число 10? (48 – С)
  • Запиши наибольшее двузначное число. (99 – А)
  • Увеличь 50 в 2 раза. (100 – Й).

А) Проверим правильность выполнения задания (сверка со слайдом)

39, 63, 22, 60, 14, 80, 48, 99, 100.

Б) Расположи эти числа в порядке возрастания, и расшифруйте закодированное слово. Ведь у каждого значения выражения имеется своя буква.

14, 22, 39, 48, 60, 63, 80, 99, 100.

– Что за слово получилось?

Рассуждай

– Что оно означает? Воспользуемся толковым словарем Ожегова. (Информационный поиск)

Рассуждать – мыслить, строить умозаключения, последовательно излагать свои суждения о чём-нибудь, обсуждать, вести беседу на разные темы.

Учитель: И на сегодняшнем необычном интегрированном уроке по окружающему миру и математике мы с вами действительно будем много рассуждать, и говорить на разные темы.

– Для того чтобы узнать тему урока, необходимо разгадать кроссворд работаем в группах. На партах у вас лежат карточки с заданием и кроссворд.

(Работа в группах)

– Разгадайте кроссворд и узнайте сквозное слово.

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
  2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.
  3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают лёгкие пушинки.
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.
  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

Беседа с учащимися:

  • Что обозначают слова кроссворда? (растения)
  • Какое слово получилось в выделенной строке? (животные)
  • Это и тема нашего сегодняшнего урока.
  • На уроке мы рассмотрим классификацию животных и их групповые признаки.

Тема сегодняшнего урока «Разнообразие животных и отработка вычислительных навыков».

Цель – слайд

4. Введение в тему урока.

Учитель:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Учитель: Животный мир очень разнообразен. Животных сходных по строению, ученые объединяют в группы. Таких групп много. О некоторых из них ты уже знаешь.

– Какие группы животных по месту их обитания вы знаете? Посмотрим иллюстрацию на слайде. (Дикие и домашние).

– Назовите общие признаки всех животных? (Дышат, едят, развиваются, двигаются, размножаются и умирают).

Задание 1. Найди закономерность и раздели данных животных на 2 группы: белка, черепаха, медведь, заяц, кролик, лягушка, корова, медведь, лиса. Надо выбрать сначала домашних, а затем диких. (Таблички на доске).

Задание 2. Вычисли правильно и точно по схеме числовые выражения, и мы узнаем, как называется наука о животных. 11.4, 13, 8, 10, 16, 9. Зоология.

Наука о животных называется зоология.

Учитель: На земле обитает несколько миллионов видов животных, и ученые постоянно открывают всё новые виды. Каждое животное уникально, но есть общие черты, которые отличают существо, принадлежащее царству животных от остальных представителей. Великий древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель впервые попытался разделить царство животных на группы, у него их получилось 2. Ученые зоологи делят царство животных на большое число групп. (Слайд)

5. Изучение нового материала.

Учитель: А сейчас ,давайте поближе познакомимся с каждым видом животных.

Выступления учеников. (Сообщения о животных заранее подготовленными детьми – по каждой группе).

1 группа. Рыбы.

Ученик: В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы. Для них родной дом-вода. Чешуя нужна для защиты от механических повреждений. Голова. туловище, хвост вытянутой формы, тело покрыто твердой и прочной чешуей. одним концом чешуя глубоко сидит в коже, а свободным концом плотно налегает друг на друга. У рыбы нет шеи. Рыба плавает очень быстро, ей приходится вклиниваться в толщу воды, поэтому голова прочно соединяется, не образуя шеи. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Конечности рыб-плавники. Органы дыхания – жабры. Размножаются он, вымётывая икру.

2 группа. Пресмыкающиеся.

Учитель: Узнайте, о ком идёт речь?

По пескам весь день брожу я,
Побывал в жару везде.
Хоть похож на крокодила,
Но живу я не в воде. (Варан)

Ученик: Варан, ящерицы и черепахи, змеи и крокодилы, а также давно вымершие, но очень популярные динозавры- всё эти своеобразные и замечательные существа представляют один класс животных. Которые называются пресмыкающиеся. Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Все эти животные без ног или с ногами- пресмыкаются, ползают. Поэтому так и называются. Нередко их зовут ещё рептилиями. В теле пресмыкающихся выделяют голову, шею, туловище, хвост, 4 конечности. Органы дыхания- лёгкие. Кожа не голая, а покрыта чешуей. Температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому они любят греться на солнце, и распространены в основном в теплых странах. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или скорлупой, но не высиживают и детёнышей не выкармливают.

(Показать чучело).

6. Физкультминутка

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?

Учитель. Имитируйте полёт птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто, то другой, – хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
– Что неправильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…

У: Что неправильно?

Д: Мухи и комары – это не птицы.

7. Инсценировка детьми отрывка из произведения "Муха-Цокотуха"

Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!”
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла. . .
“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?

У: Кто был в гостях у Мухи?

Д: Перечисляют гостей.

У: Почему муха не пригласила Зайца, Аиста или Медведя?

Д: Заяц, аист и медведь – это не насекомые.

Просмотр видеозаписи о насекомых.

3 группа. Насекомые.

Ученик: Самая многочисленная группа на земле, насекомые. Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног. Брюшко насекомых – на нем полоски, это насечки. Так почему этих животных назвали насекомыми? Название произошло от слова насечки. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые – самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле. Покровы покрыты специальным веществом, которое придаёт им прочность. Размножаются насекомые, откладывая яйца.

4 группа. Земноводные.

Ученик: Земноводные – животные, которые могут жить и на суше, и в воде. Земноводные – самый малочисленный класс позвоночных животных. Всего насчитывают менее пяти тысяч видов земноводных. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны и саламандры. Все они, так или иначе, связаны с водой. Не случайно земноводных называют амфибиями, то есть животными, способными обитать и на суше, и в воде. Но земноводные не могут жить в засушливых районах. Их размножение всегда связано с водой, куда они откладывают свои икринки. У личинок земноводных есть наружные жабры, которые свидетельствуют об их родстве с рыбами. Некоторые земноводные всю взрослую жизнь проводят на суше. В их теле различают голову, туловище и 4 ноги. Некоторые земноводные имеют хвост. У земноводных голая, часто влажная кожа. Органы дыхания- лёгкие и кожа. Все земноводные размножаются в воде, вымётывая икру. Температура этих животных зависит от температуры окружающей среды.

5 группа. Предметом следующего нашего исследования- птицы.

Ученик: Птицы – животные, приспособленные к полету. В их теле выделяют голову, шею, туловище, хвост. На голове у птиц расположен клюв. Передние конечности-крылья, задние – ноги. Органы дыхания – лёгкие. Тело покрыто перьями. Птицы откладывают яйца. Температура птиц постоянна, она не зависит от температуры окружающей среды.

6 группа. Доскажи словечко.

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется медведь.

Учитель: Медведь, олень, белка, заяц, тигр, морж, слон относятся к группе млекопитающих. Слайд.

Ученик: Отличительная особенность этой группы состоит в том, что животные, которые рождают живых детенышей, выкармливают их молоком. Только этот вид животных производит молоко. Тело млекопитающих имеет голову, шею, туловище, хвост и 4 ноги. Только у них есть наружное ухо – ушная раковина. Органы дыхания – лёгкие. Тело большинства млекопитающих покрыто волосами – шерстью. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных. Температура тела постоянна – примерно +37 градусов.

8. Закрепление изученных знаний.

Слайд-таблица. (работа в парах).

Практическое задание: Работаем парами, при помощи полученных знаний проверь правильность выполнения таблицы. Найди правильный ответ для каждой группы животных.

9. Беседа по организации защиты растительного и животного мира.

Учитель. Более подробно о жизни, привычках повадках, питании, и размножении этих животных Вы можете познакомиться в энциклопедиях и детских журналах «Тошка». Ведь все мы помним о том «Что книга- источник Мудрости». Слайд.

– А где же мы можем видеть животных, наблюдать за ними? (На улице, По ТВ, в Зоопарке).

– А зачем нужны зоопарки? (В нём собраны различные животные, которые живут в нашей стране и за рубежом).

– А как же нужно себя вести в зоопарке? Слайд.

К сожалению, многих животных мы можем видеть только в Зоопарке, заповеднике потому что человек не всегда бережно относился к ним. Чтобы каждый житель на Земле знал, каких животных нам необходимо особенно охранять ведётся Красная книга. В неё заносят редкие и исчезающие виды животных. Так почему же книгу назвали Красной? А не жёлтой, зелёной? Красный цвет-это внимание, стопкак на светофореКрасная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Не губите растения, не убивайте животных, так написано в Конституции Российской Федерации статья 58 гласит :

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

– А как мы можем помочь животным? (Построить кормушки, скворечники, подкармливать бездомных животных, оказывать нуждающимся медицинскую помощь). Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений – конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них - Всемирный фонд дикой природы. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».

Чтение стихотворения заранее подготовленным ребёнком. Б. Заходер «Про всех на свете»

10. Рефлексия.

11. Задание на дом.

Разноуровневые задания с обратной стороны кроссворда, учащиеся используют энциклопедию о животных.

12. Итог урока.

– Возможно, знания, полученные Вами на уроке, помогут приблизиться к пониманию живого языка природы, и Вы скажете: «Мир прекрасен!»