Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Утренняя гимнастика для детей дошкольного возраста (методические рекомендации)

Разделы: Работа с дошкольниками


От составителя 

«Программа воспитания в ДОУ» предусматривает умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребёнка. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Задача музыкального и физического воспитания одновременно решается на занятиях утренней гимнастики и физкультурных занятиях.

Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в ДОУ следует начинать со второй младшей группы (3-4 лет), когда формируются музыкально-ритмические умения и навыки. Так как слуховое внимание неустойчиво, музыкальное сопровождение дается к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (воробышки прыгают…).

Дети средней группы (4-5 лет) чувствуют ритм, силу звучания, поэтому музыка сопровождает каждое упражнение.

Дети старшей и подготовительной группы достаточно развиты, способны к творчеству и выполнению движений под музыку разного характера.

Музыкальные произведения (сопровождения) должны соответствовать характеру движений данного упражнения. Например, ходьба, бег – сочетаются с бодрой, энергичной музыкой (марш); поскоки, подпрыгивания - с музыкой плясового характера (полька); плавные движения, наклоны – с музыкой спокойного характера (вальс).

Искажённое исполнение музыки особенно вредно для детей, так как именно в этом возрасте происходит знакомство ребёнка с миром музыкального искусства. Необходима серьёзная и тщательная подготовка музыкального сопровождения.

Предложенные комплексы упражнений окажут помощь начинающим музыкальным руководителям и воспитателям в подборе репертуара для проведения утренних гимнастик, физкультурных занятий. Музыкальный материал в приложении распределён по разделам, где каждому соответствует своя возрастная группа, начиная со второй младшей. Одно и тоже произведение может использоваться в разных комплексах.

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Комплекс 1

  1. Игра «Идите ко мне» – ходьба группой в одном направлении.
  2. Лёгкий бег врассыпную – полетели, как воробышки (без музыки).
  3. Построение в круг с помощью воспитателя (без музыки).
  4. И. п. (исходное положение): стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. После слов воспитателя: «где же ваши руки» – дети вытягивают руки вперед и говорят: «вот наши руки». Повторить 5-6 раз.
  5. И. п.: стать прямо, ноги расставить, руки за спиной. На слова воспитателя «спрятали ножки» дети приседают, руками обхватывают ноги. После слов: «где ваши ноги» – дети выпрямляются, топают ногами на месте, говорят: «вот ваши ноги». Повторить 2-3.
  6. И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Непрерывные полуприседания на слегка согнутых ногах. Повторить 6-8 раз.
  7. Легкий бег на носочках.
  8. Ходьба стайкой за воспитателем по залу.

Комплекс 2

  1. Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой на окончание музыкальной фразы. Повторить 2-3 раз. У каждого ребёнка по две погремушки.
  2. Бег с погремушками и притопы на месте поочерёдно правой и левой.
  3. Свободное построение.
  4. И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках погремушки. На счет раз, два - дети вытягивают руки вперёд - в стороны. На счет три, четыре – прячут погремушки за спину. Повторить 4-6 раз.
  5. И. п. то же. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать: «тук-тук», выпрямиться. Повторить 4-6 раз.
  6. И. п. стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание вместе на двух ногах, одновременно встряхивая погремушками, легкий бег.
  7. Ходьба по залу.

Комплекс 3

  1. Построение и ходьба небольшими группами друг за другом с флажками в руках, на окончание музыкальной фразы остановиться, подуть на флажки. Повторить 2-3 раза.
  2.  Лёгкий бег.
  3.  Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя
  4. И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками вдоль туловища. Раскачивать вперед-назад. Повторить 4-6 раз.
  5. И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками внизу. Повернуться вправо (влево), отвести руку с флажком назад, посмотреть на него, вернуться в исходное положение.
  6. И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками за спиной. Наклониться вперед-вниз, сгибая колени, и положить флажки на пол перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз. При повторном наклоне взять флажки и выпрямиться.
  7. Лёгкий бег в свободном направлении и подпрыгивание на месте.
  8. Ходьба стайкой в прямом направлении.

Комплекс 4

  1. Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая ноги.
  2. Лёгкий бег по кругу.
  3. Ходьба и построение с кубиками.
  4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках кубики. Вытянуть руки вперед – в стороны, сказать: «вот», спрятать руки за спину.
  5. И. п.: сидя на полу, скрестив ноги, кубики на полу перед собой. Взять кубик правой рукой, повернуться вправо, положить его подальше назад, вернуться в исходное положение, вновь повернуться вправо, взять кубики, положить перед собой. Тоже сделать влево. Повторить 3 раза.
  6. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, кубики в руках. Приседая, наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, снова наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, снова наклониться и взять их. Повторить 4-6 раз.
  7. И. п.: стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыжки на месте на двух ногах и бег.
  8. Ходьба парами по залу.

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Комплекс 1

  1. Построение в колонну по одному с погремушкой в руках. Остановиться, поднять погремушку вверх и позвенеть ею.
  2. Бег в рассыпную, звеня погремушкой, притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой, спрятав погремушку за спину. Повторить 2 раза.
  3. Ходьба и построение в три колонны (без музыки).
  4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки с погремушками вдоль туловища. Поднять руки в стороны, погреметь погремушками, опустить вниз. Повторить 5-6 раз.
  5. И. п.: сидя на полу, скрестив ноги. Повернуться влево – назад и левой рукой положить сзади себя погремушку, вернуться в исходное положение, затем этой же рукой взять погремушку и вернуться в исходное положение. То же выполнить правой рукой. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
  6. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклоны вперёд – вниз и погреметь погремушкой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  7. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно подтягивать к туловищу ноги, согнутые в коленях, и постучать погремушкой по колену, сказать: «Тук-тук». Повторить 4-5 раз (без музыки).
  8. «Лошадки» – прямой галоп.
  9. Ходьба.

Комплекс 2

  1. Построение и ходьба в колонне по одному вперёд и назад.
  2. Ходить, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
  3. Ходьба и построение в три колонны.
  4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Качание рук вперёд – назад. Повторить 5-6 раз.
  5. И. п.: сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Повернуться вправо, сказать: «Тик», вернуться в исходное положение (воспитатель в это время говорит «Так»). То же выполнить влево. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
  6. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Бьют часы» – наклониться вперёд – вниз, сгибая ноги в коленях, сказать «Бом», вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  7. И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Сесть, опираясь об пол руками, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз
  8. «Мячики прыгают, мячики покатились» – подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении.
  9. Ходьба.

Комплекс 3

  1. Ходьба в колонне по одному и бег врассыпную. По окончании музыки построиться в колонну. Повторить 2-3 раза.
  2. Ходьба на внешней стороне стоп. Построиться в круг с флажками.
  3. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками поднять в стороны. «Сигнальщики» – качание рук, скрещивание их перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вправо, постараться достать флажком пол, вернуться в исходное положение. То же сделать влево. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
  5. И. п.: сидя на полу, ноги врозь, руки с флажками перед собой. Наклониться вперёд – вниз, дотянуться флажками до носков ног, выпрямиться. Повторить 5-6 раз.
  6. И. п.: лежа на спине, руки с флажками вдоль туловища. Подтянуть левую согнутую ногу к груди, поставить левой рукой на колено флажок и подуть на него, вернуться в исходное положение. То же выполнить правой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой.
  7. Подпрыгивание на месте и бег врассыпную.
  8. Ходьба.

Комплекс 4

  1. Ходьба в колонне по одному вперёд и назад.
  2. Прыжки на двух ногах с последующим бегом. Повторить 2 раз.
  3. Ходьба, построение в звенья.
  4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Раскачивание рук вперёд – назад, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  5. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклоны корпуса вправо и влево, наклоняясь, говорить: «Ш-ш-ш». Повторить по 4 раза в каждую сторону.
  6. И. п.: стать прямо, ноги на ширине плеч, руки спрятать за спину. Наклониться вперёд, посмотреть перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  7. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. «Жуки» – свободное движение рук и ног, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  8. Ходьба.

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Комплекс 1

  1. Построение