Клуб по интересам "Таинственная скульптура"

Разделы: Социальная педагогика


Клубы  по интересам в условиях детского санатория – это форма образовательного объединения, создаваемое для проведения совместных занятий художественной направленности.

Цель образовательной деятельности в клубах по интересам:

  • укрепление эмоционально-психологического здоровья детей в процессе занятий по изобразительной деятельности;
  • создание условий для формирования и проявления индивидуальных способностей – укрепление и развитие заявленного детьми  интереса;
  • создание условий для  самореализации каждого ребёнка.

Задачи:

  • приобщить детей и подростков к художественным общечеловеческим ценностями
  • стремиться к созданию творческой  атмосферы для занятий изобразительной деятельностью;
  • вовлечь каждого приезжающего ребёнка в новый для него вид деятельности, создать благоприятную среду для развития,  раскрытия индивидуальных способностей;
  • укрепить веру детей в свои возможности, создавать в образовательном процессе  ситуацию успеха, развивающую способность к адекватной  самооценке детей;
  • развивать коммуникативные способности у детей и подростков, формировать во временном коллективе творческое содружество.

В своей работе в санатории Чёрная речка важным считаем развитием творческих способностей у детей, через создание клубов по интересам.
Сегодня клубы по интересам – это объединение учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга, учащихся с целью их разностороннего развития и для более массового привлечения школьников к работе клуба.
Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба.

Принципы взаимодействия взрослого и ребёнка:

  • Создание атмосферы благополучия, способствующих появлению новых идей, мнений, которая поможет вдохновить ребёнка, вселить веру в свои силы, в себя, поощрение интересов, развитие творческого начала, создание для каждого ребёнка условий для раскрытия своих индивидуальных особенностей, склонностей, интересов;
  • создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
  • восхищение каждой идеей детей.

Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации на предлагаемую деятельность и обеспечение ситуации успеха. Важным моментом, побуждающим детей к деятельности, является мотив личной заинтересованности, оценка взрослым, а в старшем возрасте – оценка сверстников.

  • Создание благоприятной среды для индивидуального развития, с учётом темпов освоения программ ребятам предлагаются индивидуальные маршруты.
  • Сотрудничество и взаимодействие в образовательном процессе и предполагающие предоставление свободу действий учащимся.

Клубы являются внеурочной работой, должны строится по принципу:

  • добровольности;
  • опора на самостоятельную творческую инициативу детей, учёт их пожелания и интересов.

Рассмотрим организацию работы клубов по интересам на примере клуба « Таинственная скульптура», который проводит автор методической разработки. Это поделки из гипса – новая форма изобразительной деятельности, которая подходит для любого возраста от 5 до 16 лет. Этот вид художественного творчества заинтересовывает детей своей необычностью, практичностью. Фигурки, сделанные из гипса можно использовать в виде великолепного подарка, сувенира, панно для оформления интерьера, сувениры к различным народным праздникам. 

В группе выбирается староста, который следит за сохранностью оборудования и инструментов, назначает дежурных, оказывает помощь в организации и подготовке выставок. Занятия в клубе проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительностью 2 учебных часа. В организации занятий соблюдаем санитарно-гигиенические требования: проводим физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть, тем самым помогают поддерживать интерес к выполнению предложенных работ, если занятия проходят за столами, обращаем внимание на то, чтобы свет падал с левой стороны, производим проветривание помещения. Особое внимание обращаем на создание во время занятий непринуждённой обстановки, обеспечивающей творческую деятельность каждого. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает замкнутых, «трудных» детей. Используем синтез искусств (музыку, литературу), аромотерапию.  Правило для работы: «Научился сам – научи другого».

Организуя образовательный процесс, мы, прежде всего, учитываем диагноз контингента заехавших детей и срок их пребывания в санатории.  Консультируемся с медиками о возможности детей с подобным диагнозом работать с гипсом. Определяем режим работы клуба, то есть, как часто будут проводиться занятия, какова должна быть их продолжительность, выбираем место проведения занятий. В тёплую солнечную погоду занятия проходят в беседке на кружковом месте, таким образом, создаются условия для эстетических переживаний восприятия красоты родной природы, которая является вечным источником творчества.

Подготовительная работа начинается с создания материальной базы, затем составляется учебно-тематический план (см. Приложение 1) на заезд, изготовиляются наглядные пособия.

Учебный план может корректироваться в зависимости от состава участников, от условий работы, возможностей и характера заготовленного материала, времени года, а также других мероприятий клуба.

На первых занятиях применяем простые техники в исполнении изделий, часто используем наглядный материал – готовые изделия, выполненные профессиональными художниками, самим педагогом и детьми прошлых смен.

В учебной работе опираемся на принцип от простого к сложному, чтобы ребёнок не потерял интерес к занятиям. Важно, чтобы первые работы у детей получались. Для этого сначала изготавливали малые формы по образцу, а затем переходили разработке собственных эскизов и работы над ними.

Занятия в клубе предполагают не только практическую работу над изделиями, они направлены на повышение уровня знаний участников в целях развития общего кругозора. Дети сами (или с помощью педагога) готовили рассказы о скульптуре, керамике, глиняной игрушке, традициях и обычаях русского народа и выступали с ними на занятиях.

В учебном процессе используются разные формы и методы обучения. Однако подбираем их с учётом возраста детей. Так в работе с детьми среднего  школьного возраста используем показ, объяснение, демонстрацию готовых изделий. В подростковом возрасте предоставляем больше самостоятельности, дети выполняют задания по желанию. Особенное внимание уделяем правильности распределения заданий для коллективных и индивидуальных работ.  Так выстраиваем учебное занятие, чтобы постоянно, в ходе его, держать в поле зрения всех детей, независимо от их успешности на конкретном занятии. Интерес детей к занятиям базируется не на пассивном созерцании того, что делается вокруг, а активизации их познавательной деятельности. Заинтересованность детей подкрепляется практической деятельностью, являющейся основой познания. Для этого используем разные творческие формы: вечер при свечах: «Я не волшебник, я только учусь!», «Моё хобби», встречу с интересным человеком, различные презентации и так далее.

Результатом образовательной деятельности является:

  • помощь ребёнку в адаптации к  новым условиям, что даже плодотворно влияет на процесс лечения детей;
  • занятия общим делом способствуют сплочению детей, заинтересовывают их, дают возможность всем участникам попробовать свои силы в разной деятельности и обеспечивают каждому ситуацию успеха;
  • у ребят с ограниченными возможностями этот вид занятий развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимание;
  • каждого ребёнка ждёт гарантированный успех.

Определение результатов обучения ребёнка (Приложение 2).

Список используемой литературы:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль: «Академия развития», 2003.
3. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: пособие  для учителя. М.: Просвещение, 1986.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.
6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.
7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Кузин В.С., Корнута И.В. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001.
9. Кузин В.С., Яременко Е.О.  Программно – методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001.
10. Леванова О.Л. «Учреждения дополнительного образования как основа духовного самоопределения детей» (стр11) «Внешкольник» Ярославль1998 №2, 3 
11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.
12. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно – графического факультета пед. Институтов. М.: Издательство «Агар», 2000.
14. Станкова Н. Объединения учащихся учреждения дополнительного образования (стр.  6) «ЗАО Красногорская типография» «Внешкольник» № 2 1998.
15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2002.