Народная культура как средство эстетического воспитания младших школьников

Разделы: Начальная школа


Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед нашими детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

И как обычно весь груз ложится на плечи школы и учителей.

На сегодняшний день одной из основных задач современной начальной школы является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Многие исследователи считают, что педагогический процесс должен быть направлен на раскрытие у ребенка богатств его внутренней духовной культуры (В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Б. Т. Лихачев и др.). В связи с этим огромное значение приобретает формирование у младших школьников эстетических качеств.

Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, В. С.  Кузин и др. уделяют большое значение эстетическому воспитанию учащихся начальной школы. А что же мы понимаем под определением «эстетическое воспитание»?

К. Маркс дал следующее определение «эстетическое воспитание» – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты».

Формировать личность и эстетическую культуру особенно актуально именно в младшем школьном возрасте. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает психические процессы.

На мой взгляд, особенно должна подчеркиваться роль ознакомления детей с народной культурой, так как произведения народного искусства имеют духовную  ценность.

Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно – эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

Народное искусство живёт веками. Мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву и камню, ковка, литьё, гравирование, чеканка и другие.

Народные художественные промыслы сохранились в разных уголках России. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая веками традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Таким образом, народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой  работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

Подходы моего исследования нашли свое  отражение в обучении школьников народному и декоративно-прикладному искусству.

Проанализировав программы по изобразительному искусству, я пришла к выводу, что на уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию, совершенствованию практических навыков. Очень мало уделяется внимания познанию самих произведений народного творчества, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. На мой взгляд, необходимо правильно подходить к восприятию произведения. В результате длительного общения с произведениями народного искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Кроме того, отсутствие на уроке художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является главным его недостатком.

Важную роль в этом процессе играют уроки изобразительного искусства. Однако в современной программе по изобразительному творчеству для начальной школы не включено изучение народной культуры, что как показал анализ психолого-педагогической литературы и мой собственный педагогический опыт затрудняет эстетическое воспитание младших школьников. В связи с этим, разработка методических подходов направленных на повышение эффективности эстетического воспитания, является актуальной для начального образования.

Разработанные методические подходы, учитывающие особенности эстетического воспитания младших школьников и опирающиеся на факторы эстетического воспитания, на изучение народной культуры,  на ознакомление с народными традициями создания художественных произведений, предметами декоративно-прикладного искусства, позволяют повысить эффективность эстетического воспитания младших школьников и могут быть использованы учителями начальной школы.