Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе

Разделы: МХК и ИЗО


Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.

Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Такая работа ведётся и в гимназии №1 г. Зернограда, и я решила разработать курс «Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе по предмету» на основе пособия для учителей Н.Ю.Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Почему именно этому курсу я уделяю большое внимание? Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выбор тематики проектов может быть различным:

  • в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
  • во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом,оформленным и представленным.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

Методы обучения:

  • вербальные методы;
  • демонстрация;
  • практические методы;
  • наблюдения;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • конкурсы творческих проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

Курс «Метод проектов на уроке ИЗО и во внеклассной работе» состоит из 4 модулей и имеет следующую структуру:

Модуль (глава) Количество часов
1 Анкета для знакомства. 1 час
2 Введение. Метод проектов. 3 часа
3 Типы проектов. 13 часов
4 Исследовательская деятельность 18 часов

Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • изучение существующей теории и практики использования метода проектов на уроке ИЗО и во внеклассной деятельности;
  • расширить знания учащихся о проектном методе;
  • познакомить с особенностями организации проекта в общеобразовательной школе;
  • разработка проектов;
  • выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
  • развивать творческую и познавательную активность, умение проектировать;
  • анализ полученных результатов.

Методы творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса.

Особенности курса:

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обуче­нии, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоя­тельно, пользоваться ими для решения познавательных и практиче­ских задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную дея­тельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зре­ния на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интен­сивней развиваются средства информационных коммуникаций, дело­вое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.

Формой проведения занятий по программе является урок. В зависимости от планируемых целей классе применяю следующие формы учебных занятий:

– На основе исследовательской деятельности – практические занятия (коллективная деятельность класса), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
– Урок творчества.
– Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-зачет.
– Применение информационных технологий (презентации, показ видеофильмов).

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  • Актуальность проблемы
  • Корректность методов исследования
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Характер общения участников проекта
  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  • Умение аргументировать свои заключения, выводы
  • Эстетика оформления проекта

Календарно-тематическое планирование

Раздел Темы урока Количество часов Дата проведен. При меч.
Всего Теор Практичес
I. Анкета для знакомства.   1        
II. Введение. Метод проектов. Из истории возникновения. 3 1      
    Основные современные подходы к пониманию проектного метода. Термины и понятия, используемые в курсе.   2      
III Типы проектов. Учебный проект, задачи. 10 2      
    Этапы работы методом проектов: а) погружение в проект (выбор темы); б) организация деятельности; в) осуществление деятельности; г) презентация результатов.     2
2
2
2
   
    Обеспечение учебного проекта. 1 1      
    Формы презентации. 2 2      
IV Исследовательская деятельность Виды исследовательских работ (доклад, рецензия, научная статья, реферат, проект). 6 1 5    
    Методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализа и синтеза и др.) 2 1 1    
    Общие рекомендации по подготовке работ (постановка проблемы, выбор темы, актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования) 3 1 2    
    Поиск информации, работа с источниками. 4 1 3    
    Оформление работы (оглавление, введение, основная часть, заключение, приложение). 2   2    
    Защита исследовательской работы.

2

       

Уровень подготовки ученика.

Развитие навыков:

  • владение определенными знаниями по методу проектов;
  • умение работать с дополнительной литературой;
  • развивать навыки самостоятельного принятия решения;
  • умение использовать разные точки зрения на одну проблему;
  • демонстрировать публично результаты своей деятельности.

Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы (Приложение 1).

Источники информации:

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.
  4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – из-во «Учитель», 2007.
  5. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.