Урок-резюме "Углерод и его соединения"

Разделы: Химия


Тип урока: Обобщающий

Форма урока: Комбинированный

Методы работы:

Цели урока:

1. Закрепить знания учащихся по изученной теме "Углерод и его с оединения" для решения реальных жизненных задач.

2. Научить переносить имеющиеся знания в область творческой исследовательской деятельности.

3. Продолжитьвоспитание коммуникативной личности.

4. Воспитание у учащихся культуры здоровья.

5. Формирование культуры выполнения лабораторных опытов.

6. Стимулировать интерес учащихся к предмету.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран,образцы,лабораторное оборудование.

Девиз: "Единственный путь, ведущий к знанию ,- это деятельность"

План урока

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют всех нас. Имея базу теоретических знаний по данной теме попробуем вникнуть в самую глубину проблемы, объяснить влияние данного вопроса на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации, а также разработать меры профилактики.

На столе: ракушки, спил дерева, карандаш, колба с углекислым газом, комнатное растение.

Вопрос: Что объединяет эти предметы? И как они связаны с темой урока?

1.Углерод-химический элемент.(учащиеся после характеристики углерода как химического элемента, что углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений- алмаза и графита, отмечают причину разных свойств алмаза и графита.

"Уголь- ценнейшее из полезных ископаемых"

Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы встречаемся в сказке "Мороз Иванович": "Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная" Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

Объясняя описанное явление, учащиеся отмечают здесь два метода очистки воды- фильтрование и адсорбцию - и дают определение последнего.

Одно из наиболее очевидных свойств угля - горение. Учащимся предлагается написать уравнение этой реакции и привести другие примеры проявления углеродом восстановительных свойств и записать уравнения реакций.

Творческое задание:

- В большую открытую емкость поместили свечу и зажгли ее. Свеча горела нормально. Затем в сосуд поместили вату и подожгли ее. Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла. Объясните, почему погасло пламя свечи.

Демонстрация опыта: К газированному напитку прилить лакмус

Почему меняется окраска напитка?

Рациональный выбор топлива Интенсификация фотосинтеза Очистка промышленных выбросов от углекислого газа
1. Замена угля и нефти газом 1. Горение свечи на открытом воздухе 1. Колба с известковой водой к концу урока помутнела, что доказывало наличие углекислого газа в атмосфере классной комнаты
2. Широкое использование альтернативных, экологически чистых источников энергии, таких, как энергия Солнца, ветер, тепло земных недр и другие; 2. Горение свечи под банкой. 2. Поглотитель углекислого газа -гидроксид кальция.
3. Внедрение энергосберегающих технологий и эффективное энергосбережение. 3. Горение свечи в закрытом сосуде в присутствии зеленого растения 3. Более рациональный способ регенерации воздуха- использовать пероксид натрия.
  4. Растения служат своего рода корректорами изменения концентраций компонентов воздуха.  

Сегодня, согласно подсчетам Всемирной метеорологической организации, ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается в среднем около 1т диоксида углерода на душу населения. Снижение содержания этого вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3-4% углекислого газа

человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10% могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в помещениях.В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1%.

Класс разбили на три группы. Группам предложили рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы.

Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье.

Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха углекислым газом отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системы человека, и кровеносной системы.

После выступлений групп мы предложили учащимся класса выбрать оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести в районе местожительства (посадка деревьев, особенно хвойных. вырубка старых насаждений, облагораживание улиц, дворов, ликвидация свалок)

Вывод: При отсутствии интенсивного загрязнения атмосфера может самоочищаться. Проблемы же возникают, когда человек своим вмешательством нарушает природные системы.

Экспериментальные задания прикладного характера:

- Точный состав напитков держится в секрете. Но на этикетках все же указаны составные части; газированная вода, сахар, краситель, ароматические вещества, кофеин. Как экспериментально определить наличие в лимонаде диоксида углерода. Кислоты, присутствие красителя?

Выполнение лабораторного опыта:

1.Анализ на углекислый газ.

2.Адсорбция красителя.

3.Анализ на кислоту.

Вопросы и задания для обсуждения

  • Как можно удалить углекислый газ из напитка? (Вспомните о зависимости растворимости газов в воде от различных условий.)
  • Почему гидрокарбонат натрия реагирует с напитком быстрее, чем карбонат кальция?

Вывод урока.

Итог урока.

Домашнее задание: решить задачу При спокойном дыхании (16 вдохов в минуту) в течение одного вдоха в легкие поступает около 400 мл воздуха. Определите объем (н. у.) и массу кислорода и углекислого газа, содержащихся в том объеме воздуха, который проходит через легкие человека за час. В воздухе 21% кислорода и 0,03% углекислого газа по объему.( Ответ: 81 л, или 115 г кислорода; 0,1 л, или 0,2 г углекислого газа ).

Приложение 1.

Видеофрагмент 1.

Видеофрагмент 2.