Уроки-конференции как форма актуализации и развития познавательного интереса к предмету "Химия"

Разделы: Химия


За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в общеобразовательных классах отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени изучения предмета. Данное количество часов позволяет лишь поверхностно познакомить учащихся с курсом химии, от чего возникает множество проблем, одна из которых снижение интереса к предмету.

Химия как одна из основополагающих областей естествознания является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь представление об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии школьники получают представление о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Подавляющее большинство учащихся школ и особенно классов гуманитарного профиля не считают химию областью своей будущей практической деятельности. Ребята, перегруженные профильными предметами, часто не имеют ни времени, ни желания в полной мере овладевать всеми тонкостями химической науки. В связи с этим изложение основ химии как науки для будущих гуманитариев не целесообразно. Кроме того, особенности гуманитарного мышления вступают в противоречие с научной логикой традиционного изложения химии в старших классах.
Руководствуясь идеями дифференцированного подхода к обучению школьников, интеграции учебных дисциплин и гуманизации образования, авторы предлагаемого курса отказались от традиционно сложившегося подхода к обучению химии в школах и классах гуманитарного профиля. За основу взята система химических знаний, максимально приближенная к повседневной жизни каждого человека, независимо от рода его деятельности. Изменена логика изложения учебного материала; в данном курсе она базируется на понятиях, от которых невозможно уйти в современном мире: экология, энергетика, химические материалы, человеческая жизнь.

Один из способов активизации познавательного интереса к предмету проведение нестандартных форм уроков, например уроков-конференций.

В результате такого типа работы учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента учитель самостоятельно выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

Данный тип уроков выполняет следующие функции:

  • развитие содержания базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное;
  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • развитие опыта публичных выступлений;
  • воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения: сенсорную, двигательную и эмоциональную сферы
  • стимуляция поисковой деятельности;

Урок- конференция - разновидность тьюторской работы, где основная роль принадлежит ученику, а учитель направляет и консультирует. Тематику для уроков я стараюсь выбирать актуальную и познавательную, например проекта «Вода, вода, кругом вода», «Энергетические напитки с точки зрения химика», «Химический состав «Быстрой еды», «Анализ почв Воронежской области», «Жизнь и деятельность великого химика».

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  • самообразование и актуализация знаний;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);
  • исследование, решение конкретных задач;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок.

Мотивация очень проста – создание и защита мультимедийных проектов является одной из форм сдачи экзамена по выбору.

Мной разработаны и представлены несколько уроков-конференций для разных классов, которые затрагивают различные аспекты жизни, такие как состояние почв, виды топлива, перспективные направления топливного вопроса, роль нитратов и нитритов в организме человека. Данные темы лишь вскользь представлены в учебниках, но их выбор не случен, так как реализует один из принципов современного школьного образования – связь науки с жизнью. Ниже тезисно представлена система уроков-конференций при изучении различных тем курса химии:

Кофеин. Все «за» и «против»

Урок конференция для 10 класса

Цель урока:

  • Изучить влияние кофеина на организм человека.
  • Провести исследования по определению концентрации состава энергетических напитков.
  • Умение применять теоретические знания на практике.
  • Прививать и развивать навыки делового общения.
  • Развитие логического мышления.
  • Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
  • Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.
  • Воспитание эстетического вкуса.

Подготовка урока:

  • Создание презентации.
  • Подготовка докладчиков.
  • Подбор необходимой информации.

Проблема урока: Как кофеин и энергетические напитки влияют на организм молодого человека?

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Кофеин, его химические и физические свойства, фармакологическая группа, влияние на организм.
  3. Понятие энергетического напитка, их виды, свойства, история открытия.
  4. Исследование: Сколько кофеина содержится в различных продуктах?

Исследование различных энергетических напитков, продающихся в торговых сетях на предмет содержания в них кофеина, алкоголя, определить их плотность, кислотность. Данные занести в таблицу. А так же сделать вывод. Анализ проводиться с помощью индикаторов, а так же ареометра и спиртометра.

Напиток

Кофеин

Алкоголь

Кислотность

Плотность

Кола

 

 

 

 

Крепкий чай

 

 

 

 

Кофе

 

 

 

 

«RED BUL»

 

 

 

 

Адреналин РАШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последствия передозировки кофеина и энергетических напитков
  2. Шоколад как кофеинсодержащий продукт. Последствия пристрастия к шоколаду.
  3. Теоретические Выводы.

Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека

Урок конференция для учащихся 9 класса

Цель урока:

  • Изучить влияние нитратов и нитритов, находящихся в пище на организм человека.
  • Предложить способы снижения концентрации нитратов и нитритов.
  • Провести исследования по определению концентрации нитратов и нитритов о различных продуктах.
  • умение применять теоретические знания на практике.
  • Прививать и развивать навыки делового общения.
  • Развитие логического мышления.
  • Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
  • Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.

Подготовка урока:

  • Создание презентации.
  • Подготовка докладчиков.
  • Подбор необходимой информации.

Проблема урока: Как влияют нитраты и нитриты на организм человека и как снизить концентрацию данных ионов в пищевых продуктах?

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. 10 полезных советов, которые помогут человеку прожить дольше.
  3. Нитраты и нитриты, и их роль в растениях.
  4. Вредное воздействие нитратов на организм человека.
  5. Пути попадания нитратов в организм человека.
  6. Способы снижения вреда нитратов в растениях на организм человека.
  7. Практическая часть: Цель данной практической работы – исследовать содержание нитратов и нитритов в растительной и животной пище. Результаты исследования заносятся в таблицу:

Продукты

До варки

  После варки

  1. Капуста
  2. морковь
  3. картофель неочищенный
  4. сосиски
  5. сардельки

 

 

Для качественного обнаружения нитрит-ионов используется сульфаниловая кислота и ά-нафтиламин – реактив Грисса-Илосвая, который в уксуснокислой среде дает с нитрит-ионами азокраситель красного цвета.

При добавлении к 5 мл. отвара 1 мл. реактива должно появиться окрашивание от бледно-розового до ярко красного. Используя шкалу можно примерно определить концентрацию нитрит-ионов.

Полученные результаты анализа можно подтвердить с помощью качественной реакции с дифениламином, который в присутствии концентрированной серной кислоты образует с нитрит-ионамипродукты окисления синего цвета.

«Что мы едим?»

Урок-конференция для 10 класса

Цель мероприятия:

  • Дать понятие о химических добавках в пище.
  • Рассмотреть историю консервирования продуктов.
  • Рассмотреть физиологические нормы питания подростков и школьников.
  • Рассмотреть влияние консервантов на организм человека.
  • Обучать и развивать умение делать выводы.
  • Приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску информации.
  • Прививать и развивать навыки делового общения.
  • Развитие логического мышления.
  • Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.

Оборудование и материалы:

  • Пищевые продукты: Упаковки от шоколадок, чипсов, напитков, сухариков, семечек, кондитерских изделий, молочных продуктов.
  • Компьютер, мультимедийный проектор.

Подготовка урока:

  • Создание презентации.
  • Подготовка докладчиков.
  • Подбор необходимой информации.

Проблема урока: Что важнее: экономить время, используя пищу быстрого приготовления, или беречь здоровье и готовить домашнюю еду?

План урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Химический состав пищи
  3. Консерванты, история их создания, влияние на организм
  4. Практическая работа в группах, их получится 7, каждая группа будет проводить исследование упаковок пищевых продуктов и заносить данные в таблицу:

Наименование продукта

Жиры

Белки

Углеводы

Калорийность

Дополнительные вещества

Количество пищевых добавок

 

 

 

 

 

 

 

Наименования групп исследователей:

  1. исследование шоколадок
  2. исследование чипсов
  3. исследование газированных напитков и соков
  4. исследование сухариков
  5. исследование семечек
  6. исследование рулетов, кексов и тортов
  7. исследование молочной продукции

По окончании работы, один член команды отчитывается о проделанной работе по схеме:

  • содержание консервантов в продуктах
  • влияние их на организм
  • возможные последствия частого употребления подобного продукта
  • общие рекомендации

Химия и охрана почв

Урок-конференция для 11 класса

Цели урока:

  • Изучить химический состав почв, типы почв.
  • Закрепить межпредметные связи в науках естественного цикла.
  • Дать понятие о химическом загрязнении почв.
  • Рассмотреть влияние человека на состояние почв.
  • Обучать и развивать умение делать выводы.
  • Приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску информации.
  • Прививать и развивать навыки делового общения.
  • Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
  • Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.

Подготовка урока:

  • Создание презентации.
  • Подготовка докладчиков.
  • Подбор необходимой информации.

Проблема урока: Может ли человек бесконечно долго и безнаказанно использовать блага природы?

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Классификация почв.
  3. Химический состав почв.
  4. Химические процессы в почвах.
  5. Влияние человека на состав почв.
  6. Практическая часть:
  • Приготовить почвенный раствор из различных типов почв
  • Отфильтровать
  • Фильтрат прокалить
  • Проверить показатели кислотности
  • Оформить результаты в таблицу

Тип почвы

Кислотность

Щелочность

Содержание хлоридов

Содержание сульфатов