Урок-интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны "Час мужества" (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • способствовать формированию у учащихся представлений о Великой Отечественной войне;
  • познакомить с военной поэзией;
  • формировать чувство патриотизма.

Словарная работа: интервью, публицистический стиль.

Оборудование: выставка книг о ВОВ, записи военных песен, репродукции военных сюжетов, слайды на военную тематику (приложение).

Ход урока

Ученики получают опережающее задание: несколько человек готовят чтение наизусть и выразительное чтение стихотворений, посвященных теме войны:

  • «Мужество» А.Ахматовой
  • «Разговор с соседкой» О.Берггольц
  • «Разговор с подругой» Ю. Друниной
  • «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского
  • «Москвичи» Винокурова
  • «Жди меня» К. Симонова
  • «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симонова
  • «Я обращаюсь к молодым» Ю. Разумовского.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

Более полувека отделяет нас от тех грозных военных лет. Но эти годы, эти волнующие, озаренные пламенем великой битвы дни, никогда не изгладятся из памяти нашего народа. Ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу была завоевана Победа.

К счастью, мы узнаем все ужасы кровопролитной войны только из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня.

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны. В нашем учебнике дано интервью с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне – Юрием Георгиевичем Разумовским.

III. Работа по теории литературы в тетрадях.

- Ребята, на уроках культуры общения мы с вами говорили, что интервью является одним из видов диалога. Кто помнит, что это такое?

(Ответы учащихся.)

- Запишите понятие в тетрадь. (Понятие проецируется на слайде.)

Интервью – это получение информации в форме «вопрос – ответ», когда один человек разговаривает со специалистом в какой – либо области и задает вопросы, на которые собеседник отвечает.

IV. Чтение интервью в учебнике.

Ученики читают по ролям интервью. Когда в процессе беседы заходит речь о том или ином стихотворении, ученик, подготовивший его, читает наизусть.

- «Разговор с подругой» Ю. Друниной – после слов «у Юлии Друниной…есть стихи о ее погибшей подруге».

- «Жди меня» К. Симонова – после слов «В тылу женщины плакали над этими стихами».

- «Мужество» А. Ахматовой – после слов «Это стихотворение я тоже люблю…».

- «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского – после слов «И все это написано простым и ярким, образным языком».

- «Москвичи» Винокурова – после слов «…одиноких матерей, не дождавшихся сыновей».

- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симонова – поле слов «Здесь каждая строчка – картина».

- В конце интервью звучит песня Владимира Высотского «Братские могилы».

V. Работа над составлением плана в тетрадях.

- Ребята, представьте, что вам тоже необходимо взять интервью у участника войны. Какие вы будете задавать вопросы?

- Давайте эти вопросы запишем в определенной последовательности.

(План спроецирован на слайде.)

«Мой разговор с участником войны».

О чем я хочу узнать:

План.

  1. О семье.
  2. О наградах.
  3. О роде войск, в которых служил.
  4. О самом близком друге на войне.
  5. Самый страшный случай на войне.
  6. Самый забавный случай на войне.

- А теперь определим вопросы, которые можно задавать. (На слайде.)

Например, о семье:

- Где Вы родились?

- Как Ваши близкие отнеслись к тому, что Вы ушли на фронт?

- Как часто Вы писали письма домой?

- Кто Вас встречал с фронта?

VI. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке о людях, которым пришлось пережить Великую Отечественную войну?

VII. Домашнее задание.

Составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком».