Урок русского языка во 2-м классе "Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1. Обобщить знания об имени существительном.

2. Формировать умение подбирать к словам-предметам слова-признаки.

3. Развивать внимание, мышление и речь учащихся.

4. Воспитывать любовь к русскому языку.

5. Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Оборудование: презентация (Power Point 2007), карточки для составления пар слов, карточки с заданием творческого характера.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. (Слайд №1)

Учитель: Вот книжка на столе,

А вот – тетрадки,
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И недосуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

- А теперь возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками на уроке.

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вместе повторим правила работы в группе.

  • Вежливо обращаться друг к другу.
  • Выслушивать мнение каждого, не перебивая.
  • Доказывать свои версии.
  • В группе ответы дает каждый.
  • Быть внимательным друг к другу.
  • Умеешь сам – научи другого.

Запись в рабочих тетрадях: дата работы, классная работа.

2. Чистописание.

- Послушайте и скажите о чём этот текст. (Слайд №2)

“С его помощью можно творить чудеса. Оно может рассмешить, обидеть, порадовать, огорчить, удивить человека”

- О чём этот текст? (О слове)

-Назовите 1-й звук в слове?

- Дайте его характеристику.

- Как на письме обозначить звук [c]?

Запись в тетради: с сс ссс сл сло слов слово

- Прочитайте слова: слово словарная (Слайд №3)

- Что общего у этих слов? Какие это слова? (один корень слов , это слова однокоренные)

Назовите опасные места в словах.

Запишите слова, выделите корень, поставьте ударение.

3. Словарная работа “Птичья галерея”

- По описанию назовите птицу, запишите слово в тетрадь. (Показ слайдов №4-11)

Взаимопроверка работы. (Показ слайдов №12-14)

- Учёный - Эмилия Николаевна Голованова, чья специальность - изучение жизни птиц, которых мы очень любим, в одной своей книге написала такие строки:

Слайд№15

Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как членам одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?...

Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?”

- Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? ( Выслушиваются мнения учащихся)

Ученик:

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!

4. Повторение изученного.

- Я не зря начала наш урок с загадки о слове. Сегодня мы посвятим наш урок Слову.

Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология (наука о словах).

На доске появляется карточка.

МОРФОЛОГИЯ

- Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становись!” - вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять Имя Существительное. И, как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово.

- А что вы знаете об имени существительном? (Дети хором повторяют правило)

На доске появляется карточка

Имя существительное

(слова – предметы)

кто? что?

- На какие группы можно разделить слова – предметы?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые слова-предметы?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые слова- предметы?

- Приведите примеры.

5. Постановка цели урока.

- Вторым станет в колонну Имя Прилагательное.

Учащиеся хором повторяют. Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

- Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? (Украшают речь, определяют признак предмета).

На доске появляется карточка

Имя прилагательное

(слова – признаки)

какой? какая? какое? какие?

Ученица читает стихотворение.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая,
Красивая, любимая”,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.

- Какие признаки могут обозначать эти слова? (Цвет, вкус, размер …)

- С какими словами связаны слова-признаки?

- Сегодня мы будем учиться подбирать к словам- предметам слова – признаки.

Как вы думаете, для чего нам это нужно? (Чтобы уметь описывать предмет, называть его признаки)

6. Практическая работа

а) Выполнение задания фронтально.

На доске 2 столбика слов:

карандаш

книга

солнце

тучи

яркое

жёлтый

старая

тёмные

- Прочитайте слова 1-го столбика. Что это за слова? На какие вопросы отвечают?

- Прочитайте слова 2 столбика. Что это за слова? На какие вопросы отвечают?

- Нам необходимо связать слова- предметы со словами-признаками. Как это сделать? (Связать по смыслу, задать вопрос от главного слова)

- Какие слова главные? (слова-предметы)

- Задайте вопрос от главного слова и свяжите его со словом признаком.

- Запишите в тетрадь словосочетания.

У доски 1 ученик записывает словосочетания.

Молодцы, ребята!

Физминутка.

- Я предлагаю сыграть в игру “Найди пару”.

- У вас на партах карточки с написанными на них словами. Необходимо найти в классе свою пару (существительное + прилагательное).

Слова:

ветер сильный,

яблоко сочное,

груша спелая,

дети маленькие,

брат старший,

стекло прозрачное,

трава высокая,

облака белые,

мак красный

дерево высокое

собака злая,

мыши серые

- Учащиеся в паре называют получившееся словосочетание.

б) Выполнение задания в группах

- По признакам дети должны угадать предмет. (Задание на карточках)

1 группа

Круглый, резиновый, звонкий, разноцветный (мяч)

Живая, крылатая, звонкая, веселая (птица)

Белое, пушистое, летучее, легкое (облако)

Цветные, деревянные, острые (карандаши)

Свежий, легкий, порывистый, ураганный (ветер).

2 группа

Старая, вчерашняя, школьная, интересная (газета).

Большой, огромный, любимый, древний (город).

Маленькая, кудрявая, сероглазая, опрятная (девочка)

Кольцевая, просёлочная, окружная, лесная (дорога)

Сочная, квашеная, кислая, белокочанная (капуста)

3группа

Крупный, жареный, сырой, молодой (картофель).

Новая, чистая, уютная, городская (квартира).

Хорошие, острые, хоккейные, фигурные (коньки).

Старинная, детская, широкая, удобная (кровать).

Учащиеся выполняют работу. Коллективная проверка.

в) Самостоятельная работа.

- Поработав вместе и успешно выполнив работу, я думаю, что вы уже готовы самостоятельно выполнить следующее задание.

- Работу выполним по вариантам.

1 вариант – откройте учебник с. 45 упр. 68.(Русский язык, Бунеевы)

2 вариант – откройте “Дидактический вариант” с. 26. упр. 51(2 класс, Л.Ю. Комиссарова).

- Прочитайте задание. Всё ли вам понятно?

- Спишите словосочетания, связывая слова при помощи вопроса и дописав слово-признак.

Слабым учащимся – карточки – подсказки.

1 вариант 2 вариант
тёмная

кислый

голубое

полевые

ядовитый

вкусное

хорошая

белые

Проверку выполняет учитель.

7. Творческое закрепление.

- Для тех, кто очень хорошо поработал, мышата приготовили шуточный торт. Слайд №16

- На листочках записано множество слов-признаков. Какие из них относятся к торту? Подчеркните их волнистой линией.

Проверка. Какой получился торт?

Слова: сладкий, кислый, пышный, красивый, резиновый, пыльный, высокий, свежий, глупый, зеркальный, большой, деревянный, восхитительный, противный, прекрасный, кривой, бисквитный.

8. Итог урока.

- Чему мы сегодня научились на уроке?

- Как связать слова-предметы со словами-признаками?

- Последние вопросы:

Урок какой?

Ученики какие?

Отметки какие?

9. Домашнее задание творческого характера.

“Дидактический материал” с.26 упр. 52

Ученик:

Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным - презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди  
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!

-  Дорогие ребята! Я желаю вам: “Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!”. И вокруг вас, и вы сами  употребляли только добрые, красивые,  приятные слова - признаки. Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.