Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок истории по теме "Когда на Руси появилось государство?"

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЦЕЛИ:

  • познакомить учеников со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства;
  • познакомить с культурой жителей Древней Руси.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:

- Что изучает наука история? (Прошлое человечества).

Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники).

На доске: рисунок 1.

Рисунок 1

- А известно ли вам, что самые древние исторические источники, найденные археологами, возрастом 35 – 40 тыс. лет? Эти предметы сделаны людьми? (Да).

- Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад? (Да).

На доске: На территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад жили люди.

- Вспомните, что за памятник увидели Анюта и Илюша в Новгороде? См. рисунок 2.

Рисунок 2

(Памятник, возведённый в честь тысячелетия России).

 На доске: России 1000 лет

- Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет).

- Какой возникает вопрос?

На доске: Сколько лет нашей стране - 40 000 или 1000?

- Вспомните, что такое страна и что такое государство?

(Страна – территория с границами, в которой находится правительство.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране).

2. Поиск решения проблемы:

а) «Река времени» Российской истории: с. 26 - 27

- Почему «река времени» как бы поделена на несколько частей?

Как протекала история нашей страны: спокойно, ровно или иногда бурно, круто меняя своё направление? (Не гладко, иногда бурно).

Учёные-историки выделили такие события, когда река круто меняла своё направление, и условно разделили реку на несколько частей – периодов, чтобы легче было ориентироваться во времени. - В какую сторону она течёт? ( От древности к современности, от /Х века к ХХ/ веку).

- Почему река времени российской истории начинается с IХ века?

Что могло быть на территории России до IХ века? (Может, страна называлась по-другому; хотя люди и жили, единой страны ещё не было).

- Чтобы выяснить, кто из вас прав, поработаем с картами.

б) Возникновение Древнерусского государства.

С. 30 – рассматривание карт:

- Что общего на первой и второй картах? (Изображена одна и та же территория - Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород).

- Какое время изображено на картах? (На 1-й: до конца /Х века; на 2-й: /Х – Х/ вв).

- Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей).

- Можно ли территорию восточных славян на первой карте назвать страной, государством?

(Нет, т. к. не было границ и столицы).

- Что же случилось к концу IХ века в Восточной Европе?

(Появилось новое государство - Древняя Русь).

А, как вы помните, история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются чёткие границы, формируется армия для защиты этих границ, страной управляет правительство, находящееся в столице государства.

- Кто из вас был прав, сказав, что до IХ века люди жили, но единой страны ещё не было?

Комментированное чтение фрагмента: «Откуда есть пошла Русская земля»:

С. 28 – чтение текста:

- Кто такие восточные славяне? Прочитаем в словарике в конце учебника, с. 138.

- Как жили восточные славяне? (Племенами). Смотри словарик, с. 142.

На доске: рисунок 3, рисунок 4.

Рисунок 3

Рисунок 4

С. 29 – работа с рисунками:

- Из каких объединений складывалось племя? (Из родов).

Из чего состоял род? (Из нескольких семей).

- Кто принимал важнейшие решения в родах, в племенах славян? (Самые старшие, мудрые, опытные члены объединения). То есть, старейшины и совет старейшин.

- Чем занимались славяне? - Смотрите на иллюстрацию. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). Умели шить одежду и обрабатывать металл.

- В кого верили, кому поклонялись славяне? (В своих богов, приносили им жертвы).

Деревянные или каменные изображения языческих богов славяне ставили на высоких холмах – «красных горках» или в дубовых рощах. Одним из самых почитаемых богов был - Даждьбог - бог солнечного света, тепла и плодородия. Бог Солнца - Хорс, с его культом связан современный обычай печь блины на Масленицу. Бог грома и молний – Перун.

- О чём просили они своих богов? (Об урожае, приплоде скота, удачной охоте…).

Так как племена жили в лесах и вдоль полноводных рек, то они ещё просили богов сберечь жилища от пожаров и затоплений.

- Между племенами не было чётких границ расселения, столиц, хотя города Киев и Новгород, уже были.

- Как вы думаете, племена могли воевать между собой? (Да).

- Что происходил с богатствами, землями побеждённых? (Они переходили в руки победителей).

- Могло ли произойти так, чтобы одно или несколько племён, объединившись, завоевали более слабых соседей, подчинив себе их территорию? (Да). Можно ли назвать это государством? (Нет; нужны законы, столица, охрана границ и порядок внутри страны).

Да, государство складывается не в один момент завоевания большой территории, а постепенно, - это долгий процесс, длящийся годами.

- Перед учёными-историками встала проблема: какое событие выбрать началом истории государства Древняя Русь?

С. 29 – 30 - чтение фрагмента до конца:

- Какие события указывают на начало образования государства?

(1. «Племена объединились» - единая территория, границы.

2. Великий князь - правительство, законы.

3. Сильная дружина - служба порядка.

4. Киев - столица.)

- Кто объединил под своей властью большинство восточнославянских племён и когда создал Древнерусское государство со столицей в городе Киеве? (Новгородский князь Олег в 1882 году).

На доске: рисунок 5.