Коррекционно-развивающая программа по развитию памяти младших школьников с ЗПР

Разделы: Начальная школа


В настоящее время все активнее идет поиск обновления содержание образования вообще и в частности с целью повышения, как обучения, так и развития младших школьников с задержкой психического развития.

Поэтому большую роль во всестороннем развитии школьников играет развитие памяти.

Это связанно с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания.

У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания.

Исследования показали, что отклонения от норм у детей данной категории имеют различные формы и индивидуальные проявления.

Данная программа позволит улучшить работоспособность и повысить уровень познавательной активности, мотивацию к учебной деятельности. Учащиеся смогут быстрее принимать и перерабатывать нужную им информацию.

Содержание программы

Пояснительная записка

Проводя диагностику, мониторинги и тесты, выяснила, что у учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а так же неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Что значит хорошая память учащегося ?

Это такая память, которая обеспечивает “ скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала”.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.

По своей природе память разнообразна – произвольная и непроизвольная, образная, словесно – логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и смысловая.

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.

У учащихся с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционная работа в этом направлении очень актуальна.

Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

У детей с задержкой психического развития в основном память непроизвольная, наглядно – образная, кратковременная. Поэтому учащиеся овладевают учебным материалом с гораздо меньшим успехом.

С помощью тестов выяснила, как развита память у учащихся:

  1. Объем смысловой памяти (пересказ текста по объему, по качеству и на время).
  2. Объем непосредственной памяти (ряды случайных цифр) Методика Джекобсона.
  3. Зрительная память (воспроизвести слова, записанные в столбик)
  4. Слуховая память (методика 10 слов)
  5. Диагностика памяти (пиктограммы) методика А.Р. Лурия.

Работа в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и плохого запоминания.

  1. Ослабленное здоровье учащихся.
  2. Низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого развития (ОНР 3 уровень, ограничение коммуникативных отношений и познавательных возможностей).
  3. Недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.

Основные направления в работе

  1. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
    Цель: коррекционно-развивающая работа по представлению о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.
  2. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
    Цель: обучение плавному чтению, ускоренному письму.
  3. Оказание систематической индивидуальной помощи учащимся по предметам.
    Цель: индивидуальные коррекционные занятия, тренинги, игры.
  4. Работа с воспитателями.
    Цель: преемственность в работе.

Этапы работы.

  • Теоретический (изучение памяти, как психического процесса, особенностей различных видов памяти у учащихся с задержкой психического развития, теоретического вопроса о развитии памяти, методической литературы, медицинских заключений, личных дел).
  • Диагностический (диагностика видов памяти, влияние характера и причин нарушения памяти).
  • Коррекционный (разработка коррекционных игр, упражнений, тренингов и корректурных проб по различным видам памяти).
  • Аналитический (сравнительный анализ результатов диагностик, выявление причин невнимательности на уроках, реализация программы в содействии с психологом, логопедом и воспитателями).

Цель программы

Развитие приемов и видов памяти:

  1. Образная память
  2. Оперативная память
  3. Кратковременная память
  4. Долговременная память
  5. Словесно – логическая память
  1. Прием “схематизация”
  2. Прием “ составление плана”
  3. Прием “ повторение”
  4. Прием “ группировка”
  5. Прием “ смысловое соотнесение”

Задачи программы

  1. Повышение познавательного интереса.
  2. Развитие навыков быстрого чтения.
  3. Обучение самоконтролю и планированию.

Принципы программы

  1. Учет возрастных и индивидуальных возможностей.
  2. Учет объема и содержания материала.
  3. Систематичность знаний.
  4. Единство диагностик по приемам и видам памяти.

Предмет психокоррекции

Приемы и виды памяти у учащихся с задержкой психического развития.

Объект психокоррекции

Дети с задержкой психического развития с нарушением видов памяти.

Программа действий по проблемной теме.

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Разработка тематического плана коррекции познавательной деятельности.
  3. Оказание индивидуальной помощи по предмету.
  4. Разработка занятий, тренингов и игр по коррекции памяти.
  5. Изучение мотивации учебной деятельности.
  6. Обучение учащихся приемам быстрого чтения.
  7. Включение регионального компонента в соответствие с предлагаемой программой.

Прогнозируемый педагогический результат

  1. Повысить уровень мыслительных операций.
  2. Снижение эмоциональных перегрузок и отвлекаемости на уроках.
  3. Повысить технику чтения, ее осознанность, беглость, выразительность, правильность.
  4. Улучшить качество психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия.
  5. Поднять на более высокий уровень словесно – логическую и произвольную память.

Вывод:

В своем классе все больше стала обращать внимание на то, что одному учебный материал дается легко, а другие справляются с ним частично или вообще не справляются.

Решила выяснить, как развита память у учащихся.

По проведенному мониторингу получила неутешительные результаты.

Считаю, что обратить внимание нужно больше на написание зрительных диктантов по методике Федоренко, ввести работу с деформированным текстом, письмо по памяти. Проводить индивидуальные и групповые занятия по развитию всех видов психических процессов.

На уроках математики память развивать через математические диктанты, числовые ряды с пропущенными цифрами, коррекционные игры.

Также неотъемлемой частью работы создавать вместе с ребятами консультативные группы взаимопомощи в учении, где более способные дети помогают не только друзьям, но и любому, кто не ленится.

В целом внедрение данной программы в учебной деятельности будет способствовать формированию и развитию детей потребности и мотивов к учебной деятельности, будет вести к созданию соответствующих образцов мышления, содействовать развитию творческой личности, повысит уровень самостоятельности, самоконтроля и самооценки.

Список литературы для учащихся с задержкой психического развития.

  1. Тихомирова Л. Ф. “Познавательные способности детей”.
  2. Степанова О. А. “Дидактические игры на уроке в начальной школе”.
  3. Андреев А. Н. “Учись быстро читать”.
  4. Рахновская И. В. “Вместе играем, учимся, переживаем”.
  5. Разумовская О. К. “Игры со словами в школе и дома”.

Список используемой литературы.

  1. Лайло В. В. “Развитие памяти и повышение грамотности”.
  2. Шамарина Е. В. “Обучение детей с З.П.Р.: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционноз-развивающего обучения”.
  3. Ефименкова Л. Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
  4. Мамайчук И. И. “Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии”.
  5. Барташников А. А. “ Учись мыслить”.