"Петербургские повести" Н.В. Гоголя

Разделы: Литература


Страницей Гоголя ложится Невский... Приглашение к чтению.

Цели урока:

  • сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н. В. Гоголя;
  • помочь учащимся увидеть основные средства эпического изображения в повестях «Невский проспект» и «Шинель»: переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.

1. Вступительное слово учителя

– Мы закончили изучение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Каким же предстает в вашем представлении Петербург гоголевской поры? Вспомните фрагменты болтовни Хлестакова, элегические воспоминания Осипа, мечты городничего и его семейства о петербургской жизни, (сообщение ученицы об изображении города в повести «Ночь перед рождеством»)
Городничий говорит: «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? ». Что же было? – петербургский дух. Словно сам этот обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на полпути в Саратовскую губернию. И весьма знаменательно, что из хлестаковских фантазий наиболее обстоятельно разработана «литературная».
Резкая особенность манеры Гоголя – комизм, который и в «Ревизоре» и в «Петербургских повестях» примешана к психологическим наблюдениям, лирическим размышлениям, фантастическим видениям...

2. Беседа с классом

Повторение определения повести:

Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом с ограниченным числом действующих лиц, объемом и охватом жизненных явлений.

– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей? – «Невский проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего» – 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души.

1. Чтение начала и конца «Невский проспект». Как вы думаете, что сюжетно пролегает между восторгом начала и ироническим разочарованием конца? Как изменились авторский голос и оценка? (Повесть как жанр)
2. Как две истории (Пискарева и Пирогова) подтверждают авторский возглас в конце: «Все происходит наоборот!»
3. Какие события, факты, лица-перевертыши можно обнаружить в этой истории?
4. Почему все видимое оказывается смещено и взорвано?
5. Прообразом чего становится Невский проспект?

Вывод. Юная красавица с божественными чертами и голосом, подобным звуку арфы, оказывается продажной: высокая страсть губительна, а пошлость неуязвима. Пошлость   это мелочность. У пошлости одна мысль – о себе. У пошлости нет доброты, нет идеальных устремлений, нет искусства, нет боли. Гоголь чувствует ужасную тягость от безвыходной пошлости в окружающем. Но он выносит ей приговор. Но приговор этот не «скучно» как в повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче – на этот раз он скажет «Страшно».
Читая повесть «Шинель», мы с первой страницы испытываем чувство несправедливости от того, как глохнет в Акакии Акакиевиче Башмачкине всякий жизненный интерес от того, как относятся к нему люди и общество.

3. Вопросы для выяснения восприятия

1. Сюжет «Шипели» прост: у чиновника украли пальто. Что встает за этим?
2. Другие чиновники в повести. Их роль и значение.
3. Зачем понадобилось воскрешение Акакия Акакиевича.
4. Как вы объясняете фантастический финал повести?
5. Как автор показывает пошлость и мелочность существа Башмачкина?
6. Что нового в человеке открыл Гоголь?
7. Давайте предположим, что с этого времени станет традиционным в русской литературе? Какая тема? (Тема «маленького человека»).

4. Подведение итогов урока

– Кажется, никто до Гоголя не соединял в одном образе ничтожное и возвышенное, как это сделано в «Шинели». Жалкий Акакий Акакиевич Башмачкин, которого судьба обделила уже при крещении, наградив неблагозвучным именем, над которым в департаменте подсмеивались «во сколько хватало канцелярского остроумия». В ходе повествования, он ни на вершок не прибавляя в росте, меняется на наших глазах. В заботах о будущей шинели, в несчастье ее утраты, в хождениях по холодным канцеляриям, наконец, проявляет такую терпеливую стойкость и даже отвагу, открывая в нем новые человеческие возможности.
«Зачем же изображать бедность и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдаленных закоулков государства?» – спрашивал Гоголь. И отвечал на него: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости!»

5. Вывод учителя

– Петербургские повести соединили в себе фантастическое и реальное, сатирическое и лирическое. Гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погруженный в пошлую, смешную, страшную обыденность, все же не лишен своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением, и это противоборство, приводя к гибели героев петербургских повестей Гоголя художника Пискарева («Невский проспект»), чиновника Поприщина («Записки сумасшедшего»), чиновника Башмачкина («Шинель»), все-таки освещают город ярче, чем лампы, которые на Невском зажигает сам демон.

Ученик рассказывает о петербургских адресах Н. В. Гоголя.