Открытый урок математики в 1-м классе (программа Н.Б. Истоминой, УМК "Гармония) по теме "Однозначные числа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 9;
  • ввести понятие «однозначные числа»;
  • развивать внимание, логическое мышление;
  • воспитывать умение работать в паре.

Оборудование: у каждого ребенка на парте микрокалькулятор, карточка с цифрой красного или синего цвета.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Учитель: - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети:

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

У. – А сейчас посмотрите, пожалуйста, на меня. Поприветствуем друг друга.

Скажем «здравствуйте» руками (помахали руками)
Скажем «здравствуйте» глазами (поморгали)
Скажем (хором произносят) «здравствуйте» мы ртом,
Станет весело кругом.

- Садитесь.

2. Образование отрезка натурального ряда чисел от 1 до 9.

У. - Посмотрите, пожалуйста, на доску и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какая его цель.

(Ответы детей)

(На доске запись «Однозначные числа»)

- По окончании урока мы узнаем, правильно ли вы определили его цель.

- А сейчас посмотрите, пожалуйста, на ночное небо на доске. Что мы видим?

 

- Туча закрыла почти все звезды. Сколько звездочек мы видим?

- Какой цифрой обозначается это число?

- Нажмите кнопку с этой цифрой на калькуляторе.

(1 ученик выходит к доске и выставляет цифру)

(Открывается еще одна звезда)

- Ветер подул и сдвинул тучку. Сколько сейчас звезд на небе?

- Какой цифрой обозначим это число, покажите на калькуляторе.

(и т.д.)

- Кто обратил внимание на то, как появлялись звездочки на небе?

Д. – Сначала одна, потом еще одна.

У. – Сколько получилось?

- А как стало 4 звездочки? 5?

- Перед вами ряд чисел, его называют числовой ряд. Назовите числа от 1 до 9; от 9 до1.

- Назовите число, следующее за числом 4, т.е. которое мы называем после числа 4.

- Какое число предшествует числу 7, т.е. число, которое мы называем перед числом 7.

- Я называю число, а вы на калькуляторе откладываете последующее число, т.е. число которое идет за этим числом. Число 2.

- Назовите «соседей» числа 8.

- Какое из них является последующим, а какое предыдущим?

- А сейчас поиграем в нашу любимую игру на внимание.

(Учитель меняет цифры местами, дети отгадывают, какие)

Физминутка.

- Возьмите карточки с цифрами, которые лежат у вас на партах. Под музыку вы выполняете движения, которые вам покажет …, как только музыка остановится, вы должны выбежать к доске и построится так, чтобы вы составили числовой ряд определенного цвета. Какой ряд построится быстрее.

3. Введение понятия «однозначные числа»

- Может ли кто-нибудь из вас, глядя на доску объяснить, почему именно по 9 человек составляли у нас числовой ряд?

(Ответы детей. Если произнесут термин «однозначные числа», то учитель говорит:

- А мы это сейчас проверим.

Если термина не прозвучит, то учитель скажет:

- Попробуем ответить на этот вопрос)

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сколько числовых рядов вы видите?

1 2 3 4 5 6 7 8 10

- Из каких линий состоят цифры?

- Назовите лишние цифры, по какому признаку они лишние?

(Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 3 – по наклону, число 10)

- Почему вы считаете число 10 лишним?

Дети: - Потому что состоит из двух цифр.

- Действительно, мы будем говорить об однозначных числах, то есть о числах, обозначающих количество предметов от 1 до 9, которое можем записать одним знаком, одной цифрой.

4. Закрепление.

а) Работа по учебнику.

- Откроем учебники на с.47. Прочитает название темы, которую мы начали изучать сегодня … .

- Прежде, чем продолжим работу, отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит-жужжит, упадет - землю роет.

- Посмотрите на жуков в номере 98. Прочитай задание…

98. Посчитай жуков. Запиши цифрами числа, которые ты называешь.

 

Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Для этой работы открыли рабочие тетради. Нашли запись сегодняшнего числа. Из каких цифр оно состоит?

- Нашли точку, начали выполнять задание.

(1 ученик у доски)

- Поменяйтесь с соседом тетрадкой, и проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание.

- Как назвать эти числа одним словом?

- Давайте также внимательно отнесемся к следующему заданию. На доске вы видите рисунок, на котором помещен ряд стручков гороха.

Ответьте на вопрос, что изменяется?

(Ответы детей)

- Назови число горошин в 1 стручке; во втором последовательно (и т.д.)

(На доске учитель выполняет запись:

1
1 2
1 2 3
1 2 3 4 и т. д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 )

- Что обозначает каждое число в отдельном ряду?

Д.: - Количество горошин

Физминутка.

Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно, (Дети кладут голову на парту, закрывают глаза)
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла. (Подняли головы)

(Работа в паре)

- А сейчас предметы исчезли, и остались лишь записи, содержащие ряды чисел. Выберите ряд чисел, которым можно пользоваться при счете. Посоветуйтесь в паре.

Подпись: а) 1,2,4,3,5,6,7,8,9  б) 9,8,7,6,5,4,3,2,1  в) 1,2,3,4,5,6,7,8,9  г) 1,3,2,5,4,7,6,9,8

- Почему не выбрали а)? б)? г)?

б) Работа в тетради на печатной основе (рабочая тетрадь входит в комплект)

- А теперь переходим к работе в тетрадях на печатной основе, но сначала отгадайте загадку.

Шубка – иголки, свернется он – колкий, рукой не возьмешь. Кто это?

Найдите ежиков в номере 24.

     

- Кому трудно справится, может посоветоваться с соседом по парте.

(Когда дети выполнять работу с 4 ежиком, учитель обращает их внимание на доску)

- Какого из этих ежиков вы изобразили?

- Пусть и в ваших тетрадях не будет ежа, который занял не свое место.

(Самостоятельно работают с пятым ежиком)

- У кого последний еж обзавелся 9 колючками?

- Чей ежик, стоящий в конце имеет 7 иголок?

5. Итог.

- Прочитайте ряд чисел на доске.

- Как называется такой ряд?

- Когда мы пользуемся числовым рядом?

- Как получается каждое следующее число?

- Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра?

- Какова была цель нашего урока?

- Кто смог определить ее правильно?

(Работа в дневниках, отмечают уровень своей работы)

- На этом наш урок окончен. Попрощаемся с нашими гостями.

Дети:

- С математикой простимся, и на чтенье очутимся
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям.