Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Русское искусство" – интегрированный урок МХК и музыки с региональным компонентом

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


Цель урока: выявить на примере былинных героев, как наивысшие человеческие качества влияли на судьбу родной страны, малой Родины.

Задачи.

Образовательные:

  1. Дать представление о событиях минувших дней, историческом прошлом нашей Родины.
  2. Научить сопоставлять творчество композитора и художника, переосмысливать художественный образ в музыкальном произведении.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, речь учащихся, формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение).
  2. Развитие навыков сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин, активизация тембрового, динамического и ладового слуха.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства, формировать активную гражданскую позицию.

Здоровьесберегающие:

  1. Cохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, снятие физического и психического утомления и нервно-психических перегрузок.
  2. Повышение эмоциональной стабильности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Логическая модель-схема – Приложение.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации репродукций картины В.М. Васнецова «Богатыри», портретов композитора А.П. Бородина, художника В.М. Васнецова, ученого М.В. Ломоносова;
  2. Фотовыставка г. Мирного Архангельской области;
  3. Магнитофон;
  4. Аудиозапись симфонии №2 «Богатырская» А.П. Бородина;
  5. Аккордеон.

Предварительная подготовка: в течение предыдущих уроков выучить тексты песен «Песня об Архангельске» муз. Петрова-Жирова, сл. В. Лучиникова, «Хороша Россия!» муз. Г. Фтиртича, сл. В. Крутецкого, дать задание ученикам выучить отрывок из былины «Ильины три поездочки», приготовить небольшое выступление о наиболее значимых событиях в биографии М.В. Ломоносова.

Технологическая карта урока.

Тема урока, его место в целом программы:

«Герои русского искусства» – урок в курсе МХК (5 класс) по теме «Русская художественная культура – наше великое национальное достояние» (Программа курса МХК 5-9 класс, Л.А. Рапацкая, ООО «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.)

Этап Дидактические задачи, виды деятельности. Показатель реального решения
1. Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Эмоциональный настрой учащихся через прослушивание музыки (симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородина)
Готовность класса
Подготовка к основной части урока Актуализация, мотивация. Работа по определению темы урока. Целеполагание. Определение учащимися темы урока. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, осознание целей и задач.
2. Основная часть урока. Беседа учителя об исторических событиях нашей Родины, её героическом прошлом.
Актуализация знаний учащихся о былинных героях.
Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри», анализ картины.
Усвоение новых знаний и способов действий: восприятие художественного образа через разные виды искусства (музыка, живопись, литература)
Игра «Творческая мастерская» (работа в группах)
Исполнение песен «Хороша Россия!», «Песни об Архангельске», стихотворений о Мирном сравнение песенного и литературного жанра в рамках темы малой Родины.
Размышления над строками эпиграфа в соответствии с поставленной целью урока.
Готовность учащихся вести беседу по предложенной теме.
Ориентация в вопросах темы, умение выделить главное в данной теме.
Выступления учащихся по теме.
Восприятие картины.
Выступления учащихся. высказывание своих мнений.
Готовность учащихся к усвоению новых знаний через восприятие художественного образа.
Описание учащимися былинных героев.
Исполнение учащимися песни. Анализ, сравнение.
Выступления учащихся, выдвижение своих проектов решения поставленной задачи.
3. Заключительная часть урока Подведение итогов работы.
Обобщение.
Мобилизация учащихся на рефлексию, степени усвоения и понимания материала.
Самооценка.
Творческое домашнее задание.
Готовность к оценке своей работы на уроке.

Возможная личностно-значимая проблема: научиться видеть и выявлять в образах былинных героев лучшие черты характера человека, сопоставлять разные эпохи, чувствовать связь эпох и поколений через разные виды искусства.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся начинают работу над художественным образом в музыке, живописи, литературе, продолжается работа по формированию патриотических чувств, активной жизненной позиции на основе изучения героического прошлого нашей Родины, формируются представления детей о наивысших человеческих качествах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация картины, показ, анализ, игра.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.

Основные понятия и термины: «былина», «симфония».

Ход урока

1. Организация начала урока.

Эпиграф:

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Н. Кончаловская «Славен град Москва»

Звучит музыка: А. Бородин симфония №2 «Богатырская».

Учитель: – Как вы считаете, каким характером обладает эта музыка? Какой это жанр музыки? (симфония)

– Образ каких людей вы представляете?

– Как мог назвать автор эту музыку? (Ученики предлагают свои названия)

– А. Бородин назвал её «Богатырской». Почему?

– Верно, это за твердость, силу, мощь богатырей на Руси. Автор показывает нам то далекое беспокойное время, образ древней Руси, бескрайние степи, богатырские заставы. Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Тема нашего урока «Герои русского искусства».

– Поставьте, исходя из темы, цель урока. (Выслушивание мнений детей)

– Цель нашего урока – это выявить, как лучшие человеческие качества былинных героев повлияли на судьбу нашей Родины.

– Поставьте личные цели для себя. Чему бы вы хотели научиться на уроке?

– В ходе урока каждый из вас будет самостоятельно оценивать себя: за каждый верный ответ ставьте себе плюс на листочке.

2. Основная часть.

Память об исторических событиях бережно хранится в сердцах людей. Образ древних городов с прекрасными памятниками, песнями, былинами встают перед нами. Они как живые и молчаливые свидетели исторического прошлого народа. Поэзия русских богатырских былин пронизывает все русское искусство.

– А вы знаете, что такое былина? Былина – это величественная песня богатырей об их подвигах, борьбе с иноземными захватчиками.

– Какие былины вы знаете? Послушайте отрывок из былины «Ильины три поездочки». Какие чувства вызывает эта былина?

– Каких русских былинных героев вы знаете? Русских художников тоже волновала эта тема, в своем творчестве не обошел её и В. Васнецов (показ портрета), он написал картину, которая так и называется «Богатыри» (демонстрация репродукции картины)

– Рассмотрите картину. Кто на ней изображен? (выслушиваются ответы детей)

– Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов передает состояние природы созвучное настроению богатырей. Мы видим движение коней, развивающиеся на ветру гривы. В небе клубятся тяжелые облака, вольный вет