"Русское искусство" – интегрированный урок МХК и музыки с региональным компонентом

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: выявить на примере былинных героев, как наивысшие человеческие качества влияли на судьбу родной страны, малой Родины.

Задачи.

Образовательные:

  1. Дать представление о событиях минувших дней, историческом прошлом нашей Родины.
  2. Научить сопоставлять творчество композитора и художника, переосмысливать художественный образ в музыкальном произведении.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, речь учащихся, формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение).
  2. Развитие навыков сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин, активизация тембрового, динамического и ладового слуха.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства, формировать активную гражданскую позицию.

Здоровьесберегающие:

  1. Cохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, снятие физического и психического утомления и нервно-психических перегрузок.
  2. Повышение эмоциональной стабильности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Логическая модель-схема – Приложение.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации репродукций картины В.М. Васнецова «Богатыри», портретов композитора А.П. Бородина, художника В.М. Васнецова, ученого М.В. Ломоносова;
  2. Фотовыставка г. Мирного Архангельской области;
  3. Магнитофон;
  4. Аудиозапись симфонии №2 «Богатырская» А.П. Бородина;
  5. Аккордеон.

Предварительная подготовка: в течение предыдущих уроков выучить тексты песен «Песня об Архангельске» муз. Петрова-Жирова, сл. В. Лучиникова, «Хороша Россия!» муз. Г. Фтиртича, сл. В. Крутецкого, дать задание ученикам выучить отрывок из былины «Ильины три поездочки», приготовить небольшое выступление о наиболее значимых событиях в биографии М.В. Ломоносова.

Технологическая карта урока.

Тема урока, его место в целом программы:

«Герои русского искусства» – урок в курсе МХК (5 класс) по теме «Русская художественная культура – наше великое национальное достояние» (Программа курса МХК 5-9 класс, Л.А. Рапацкая, ООО «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.)

Этап Дидактические задачи, виды деятельности. Показатель реального решения
1. Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Эмоциональный настрой учащихся через прослушивание музыки (симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородина)
Готовность класса
Подготовка к основной части урока Актуализация, мотивация. Работа по определению темы урока. Целеполагание. Определение учащимися темы урока. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, осознание целей и задач.
2. Основная часть урока. Беседа учителя об исторических событиях нашей Родины, её героическом прошлом.
Актуализация знаний учащихся о былинных героях.
Работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри», анализ картины.
Усвоение новых знаний и способов действий: восприятие художественного образа через разные виды искусства (музыка, живопись, литература)
Игра «Творческая мастерская» (работа в группах)
Исполнение песен «Хороша Россия!», «Песни об Архангельске», стихотворений о Мирном сравнение песенного и литературного жанра в рамках темы малой Родины.
Размышления над строками эпиграфа в соответствии с поставленной целью урока.
Готовность учащихся вести беседу по предложенной теме.
Ориентация в вопросах темы, умение выделить главное в данной теме.
Выступления учащихся по теме.
Восприятие картины.
Выступления учащихся. высказывание своих мнений.
Готовность учащихся к усвоению новых знаний через восприятие художественного образа.
Описание учащимися былинных героев.
Исполнение учащимися песни. Анализ, сравнение.
Выступления учащихся, выдвижение своих проектов решения поставленной задачи.
3. Заключительная часть урока Подведение итогов работы.
Обобщение.
Мобилизация учащихся на рефлексию, степени усвоения и понимания материала.
Самооценка.
Творческое домашнее задание.
Готовность к оценке своей работы на уроке.

Возможная личностно-значимая проблема: научиться видеть и выявлять в образах былинных героев лучшие черты характера человека, сопоставлять разные эпохи, чувствовать связь эпох и поколений через разные виды искусства.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся начинают работу над художественным образом в музыке, живописи, литературе, продолжается работа по формированию патриотических чувств, активной жизненной позиции на основе изучения героического прошлого нашей Родины, формируются представления детей о наивысших человеческих качествах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация картины, показ, анализ, игра.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Система контроля: сочетание элементов самоконтроля с контролем учителя.

Основные понятия и термины: «былина», «симфония».

Ход урока

1. Организация начала урока.

Эпиграф:

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Н. Кончаловская «Славен град Москва»

Звучит музыка: А. Бородин симфония №2 «Богатырская».

Учитель: – Как вы считаете, каким характером обладает эта музыка? Какой это жанр музыки? (симфония)

– Образ каких людей вы представляете?

– Как мог назвать автор эту музыку? (Ученики предлагают свои названия)

– А. Бородин назвал её «Богатырской». Почему?

– Верно, это за твердость, силу, мощь богатырей на Руси. Автор показывает нам то далекое беспокойное время, образ древней Руси, бескрайние степи, богатырские заставы. Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Тема нашего урока «Герои русского искусства».

– Поставьте, исходя из темы, цель урока. (Выслушивание мнений детей)

– Цель нашего урока – это выявить, как лучшие человеческие качества былинных героев повлияли на судьбу нашей Родины.

– Поставьте личные цели для себя. Чему бы вы хотели научиться на уроке?

– В ходе урока каждый из вас будет самостоятельно оценивать себя: за каждый верный ответ ставьте себе плюс на листочке.

2. Основная часть.

Память об исторических событиях бережно хранится в сердцах людей. Образ древних городов с прекрасными памятниками, песнями, былинами встают перед нами. Они как живые и молчаливые свидетели исторического прошлого народа. Поэзия русских богатырских былин пронизывает все русское искусство.

– А вы знаете, что такое былина? Былина – это величественная песня богатырей об их подвигах, борьбе с иноземными захватчиками.

– Какие былины вы знаете? Послушайте отрывок из былины «Ильины три поездочки». Какие чувства вызывает эта былина?

– Каких русских былинных героев вы знаете? Русских художников тоже волновала эта тема, в своем творчестве не обошел её и В. Васнецов (показ портрета), он написал картину, которая так и называется «Богатыри» (демонстрация репродукции картины)

– Рассмотрите картину. Кто на ней изображен? (выслушиваются ответы детей)

– Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов передает состояние природы созвучное настроению богатырей. Мы видим движение коней, развивающиеся на ветру гривы. В небе клубятся тяжелые облака, вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Серые могильщики вносят дополнительную опасность в картину. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

– Посмотрите на картину и скажите: что объединяет эту картину и симфонию А. Бородина?

– Какой характер музыки соответствует содержанию этой картины?

– Перекликаются ли образы на картине, в симфонии с былинами о богатырях? Подтвердите свое мнение, почему вы так думаете?

– Эта картина самая крупная и значительная у художника Васнецова. Эпическая песнь России, её героическому прошлому, картина призвана выразить дух русского народа. Герои Васнецова наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера, это не бытовые, а героические образы.

– Поиграем в игру «Творческая мастерская»: опишите каждого богатыря, изображенного на картине. (Дети работают в группах)

1 группа: описание Добрыни Никитича. Учитель добавляет: был очень силен, но при этом ещё замечательный гусляр. Вот полушайте, как о нем написал поэт Рыбников:

«Все народы приближались
Добрынюшке поклонялись.
Еще все-то скоморохи приумолкли
Еще все-то игроки-то заслушались.
А и не слыхали игры такой на всем свете –
Самому князю Владимиру игра слюбилась.

–Такие черты лица подчеркивают «вежество», его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

2 группа: описание Алеши Поповича. Учитель добавляет: по происхождению он из знатной семьи, его имя Ольберг Ратиборович, позже сменилось на сходное крестьянское «Алёша». Это самый младший богатырь, молодой красавец, полный отваги, смелости, большой выдумщик, певец и гусляр.

3 группа: описание Ильи Муромца. Учитель добавляет: жил почти 800 лет назад в селе Карачарове. Чудом получил уже в зрелом возрасте богатырскую силу, не гордился ею, а считал драгоценным даром и служил русскому народу. Кроме того, он ещё и святой земли русской – Илья Муромец Чудотворец, его праздник, память – 1 января.

– Образ Ильи Муромца воспевали многие люди и среди них наша землячка, северная сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова. Родина её недалеко от реки Пинега, притока Северной Двины. Неграмотная, но любознательная, она сказывала свои былины. Слушая её сказы, невольно, воочию, будто видишь древних богатырей. Однажды, в 1921 г., она побывала в Москве, в Третьяковской галерее, и, увидев эту картину, остановилась и запела свою былину: «Жили-были преславные богатыри… Вздымает Илья палицу, выше могутных плеч, махнет палицей впереди себя, вправо, влево стал настегивать, татарскую силу обихаживать…»

– Подходят ли эти строки к описанию Ильи Муромца на картине? Докажите свое мнение.

– Наша земля богата такими сильными людьми. И красота нашей родной земли – это красота живущих на ней людей. Об этом лучше всего скажет песня.

Исполнение песни «Хороша Россия!» муз. Г. Фтиртича, сл. В. Крутецкого.

– Но у каждого человека есть своя, малая Родина. Как вы понимаете, что такое малая Родина?

– Для нас это г. Мирный, что расположен в Архангельской области. В нашем северном крае тоже живут сильные и стойкие люди. В старину их называли «поморы». Постоянные вражеские набеги воспитали характер поморов. Послушайте, как об этом говорит в своем стихотворении архангельский поэт Вадим Беднов:

Проводили во льдах армады,
Не сдавались вы в плен врагам.
И рокочущих волн громады
Обелисками были вам.
Воевали в морях с ветрами,
А вернулись к родному двору,
На угорах ставили храмы,
Словно парусники на ветру.

– Никогда не угасал дух вольнолюбия и предприимчивости у поморов. Известный всему миру ученый, академик М.В. Ломоносов тоже был помором, сильным, крепким мужиком. У него была огромная сила воли и стойкость.

Рассказ ученика о наиболее значимых событиях биографии М.В. Ломоносова.

– С кем мы можем сравнить М.В. Ломоносова и вообще всех поморов? (с былинными героями, с богатырями)

– Песня, которую мы сейчас исполним, посвящается родному краю М.В. Ломоносова, нашему родному краю: «Песня об Архангельске» муз. Петрова-Жирова, сл. В. Лучиникова.

– Подумайте, что объединяет исполненные нами песни и стихи? (общая тема – о Родине, о любви к малой Родине, стремление сделать её краше, величественней, могущественней)

– Какие чувства вызвали у вас эти песни и стихи?

–Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какие слова эпиграфа созвучны с целью урока? Почему вы так решили?

– Верно: во все времена люди прославляли свою Родину, защищали её от врагов, не жалея собственной жизни. Именно на таких людях, таких героях держится Земля Русская!

3. Заключительная часть урока.

– Чему был посвящен наш урок?

– Какую цель мы ставили? Какие черты характера былинных героев повлияли на судьбу родной земли? Как?

– Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Я буду передавать кубик, а вы, у кого он окажется в руках, расскажете о своих впечатлениях.

–О цените свою работу на уроке. (Самооценка работы учеников, оценка, комментарии учителя)

– Творческое домашнее задание: 1 группе – составить коллекцию песен, 2 группе – стихов, 3 группе – произведений изобразительного искусства о прошлом и настоящем Земли Русской.

Используемая литература:

  1. Журнал «Искусство в школе» №1, №3 – Москва, 2007.
  2. Журнал «Музыка в школе» №2, Москва, 2001.
  3. Э.И. Николаев «Морянка» – хрестоматия о русском Севере, Архангельск, Поморский университет, 2005.
  4. «Ты судьба моя, Россия» – песенник, составитель В. Модель, Ленинград, «Советский композитор», 1979.
  5. А.Дедов, О. Кодола «История Архангельской области», Архангельск, 2006.