Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Организация совместного досуга детей и взрослых.
  • Знакомство с историей возникновения традиции чаепития.
  • Привитие навыков здорового образа жизни.
  • Обмен рецептами блюд из ягод.
  • Воспитание культуры поведения за столом.

Внеклассное мероприятие “Посидим у самовара” - удачное завершение работы над темой “Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты”, изучаемой в рамках программы “Разговор о правильном питании”. Праздничное чаепитие проводилось во 2 классе и направлено на формирование сплоченного родительского и детского коллективов, привитие навыков здорового образа жизни, обмен интересными рецептами блюд из фруктов и ягод.

Оборудование: самовары, скатерти, 2 ватмана, маркеры, 2 тазика, 4 шарфа, листья трав, варенье, чай ник заварочный, компьютер, мультимедийный проектор

Презентация к празднику

Ход праздника

Дети и взрослые под музыку проходят в класс и садятся за столы.

(слайд № 2)

Ученик:

Пригласили в гости к нам
Мы и бабушек, и мам.
Обещаем, обещаем,
Здесь не скучно будет Вам.

Ученица:

Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.

Ученик:

Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.

Ученик:

Все готово к празднику,
Так чего ж мы ждем?
Мы веселой песенкой
Праздник свой начнем.

Песня: муз. А.Александрова, сл. М. Ивенсен “К нам гости пришли”

Ведущий:

Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Как-то раз мартовским вечером собрались ко мне на чаепитие мамы, бабушки, детишки. Собрались гости дорогие за стол, беседы ведут. А я … беру заварной чайник, а в чайнике том чудо – чай-трава: листочки чая, мяты, смородины. И … началось чаепитие.

Ученица:

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.

Ученик:

Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

Ведущий:

Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

Конкурс: “Кто больше знает названий чая”.

Призами для участников являются бублики.

Ведущий: А откуда же появился чай? (слайд № 3)

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Поэты воспевали чай в стихах:

Ученица:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.

Ученик:

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

“Секреты заварки чая”.

Ведущий:

А теперь мамы и бабушки поделятся своими секретами заварки лечебного чая (чай с малиной, с мятой, с липовым цветом, с мёдом, с ромашкой и т.д. Народное средство от зубной боли. При воспалении глаз промывают охлажденным крепко заваренным чаем. Примочки из чая помогают при солнечных ожогах и т.д. )

(слайд № 4, № 5)

Ведущий:

Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.

Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.

Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Конкурс “Веселые художники”.

Участвуют 2 команды по пять человек (3 ребёнка и 2 родителей).

Ведущий:

Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник с завязанными глазами. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;
  • 2-й участник – ручку;
  • 3-й участник – носик;
  • 4-й участник – крышку;
  • 5-й участник – раскрашивает чайник.

Ведущий:

Призами для вас будут бублики, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали бублики и баранки.

Ведущий: А как же чай попал в Россию? (слайд № 6)

В 1638 году русский царь М.Ф.Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, а также – 200 пакетов с надписью “Бахча”. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил отвар и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.

Ну а для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Конкурс “Эрудит”.

Ведущий:

Отгадайте загадку.

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает. (Самовар )

На доске написано слово “самоварчик”. (слайд № 7)

Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Кто из вас составит больше слов, тот и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети и родители выполняют задание конкурса. Призами для участников являются бублики.

Ведущий: в 18 веке изобрели самовар.

Первые самовары изготовили па Урале (слайд № 8), а затем их

начали делать по всей России, особенно в Туле.(слайд № 9)

Ксередине ХIХ века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик. Как же выглядел самовар раньше? (слайд № 10)

Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева) или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена), раздували огонь (часто-сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.

Ученик: Ю. Коринев “Самовар”:

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк -
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!
Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри —
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь - это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьется.
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется,
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!

Ведущий:

Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. В Туле были изготовлены самовар-желудь, самовар-шар, в городе Самаре - самовар-петух. (слайд № 11)

А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей? Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол литра воды, а самый большой - 37 литров.

В наши дни самовар считается таким же традиционным сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Ученик:

Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

Ученица:

Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар.

Конкурс “Наливаем самовар” (играют 2 команды по 8 человек: 4 ребёнка и 4 родителей)

Ведущий:

На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети и родители выполняют задание конкурса. Призами для участников являются бублики.

Ведущий: В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки.

(слайд № 12)

Частушечная перекличка.

1.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

2.

Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице.

3.

Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае и души не чаю,
Наливай горячий чай!

4.

В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит пишут письма нам!

5.

Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил-
Самовар поставила,
Чай гонять заставила.

6.

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

Конкурс: “Определи на вкус, что добавлено в чай”.

Предлагается чай с лимоном, молоком, вареньем и т.д. Родители с завязанными глазами должны определить на вкус, что добавлено в чай.

Родители выполняют задание конкурса. Призами для участников являются бублики.

Ведущий:

Мы с вами на нашем празднике познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Дорогие мамы и бабушки! Мы сделали с ребятами на уроке труда вот такие симпатичные ягоды (слайд № 13 ), а вы сейчас поделитесь рецептами блюд из ягод, которые принесли к нашему столу. Эти рецепты мы потом приклеим на поделки и у нас будет “Ягодная книга рецептов” (слайд № 14, № 15)

Родители делятся рецептами варенья, джемов, напитков из ягод.

Ведущий: Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Осталось только пригласить всех гостей на чаепитие!

Ученица:

Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки -
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте.

Ученик:

Девочки и мальчики,
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.

Ученица:

За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки.

Ученик:

За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье

Все: Спасибо!Праздник заканчивается чаепитием.

Интернет-ресурсы.

  1. https://urok.1sept.ru/
  2. http://www.solnet.ee/
  3. http://vneklassa.narod.ru/
  4. http://school-work.net/stsenarii-prazdnikov
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. http://www.samovary.ru/article/1/
  7. http://moikompas.ru/compas/samovar