Экономика. "Спрос на рынке рабочей силы"

Разделы: Экономика


Цели урока:

  1. На уроке проводится закрепление ранее изученного материала по теме: «Спрос на рынке рабочей силы», повторяются необходимые определения и формулы.
  2. Закрепляется навык решения задач по теории и оптимизации деятельности фирмы.
  3. Подчёркивается практическая значимость знания данной темы для учеников как будущих возможных предпринимателей, управленцев.

Оборудование урока: Таблицы для фирм – приложение 2, маркеры, ватман, таблички с названием фирм

Ход урока

Класс перед уроком делится на три равные группы – фирмы.

Хорошо, если на уроке есть приглашенные лица, тогда они могут исполнить роль директоров фирм, в противном случае эти роли исполняют учащиеся (назначается-выбирается директор каждой из фирм, который следит за действиями-рассуждениями каждого из членов группы). На доске должны быть вывешены таблицы с названием фирм и заполненными исходными данными (на листах ватмана). К концу урока таблицы должны быть заполнены полностью.

  • Урок начинается с постановки темы и её актуализации на практику. Затем формируются цель учеников (повторение материала) - приложение 1 и способ её достижения (решение задач).
  • Основная часть урока составлена в виде сказки. Практика показывает, что старшеклассники с удовольствием принимают такую форму работ и более того, это позволяет сделать урок непринуждённым, лёгким, без ущерба для его содержательной части. Учитель при этом может исполнять роль рассказчика.

Итак: В некотором царстве, в триэкономическом государстве жили-были три фирмы «Василиса», «Алёнушка», «Красна Дарья». Жили не тужили, работали на рынке, производили одинаковую продукцию, рабочих имели с одинаковой квалификацией, да зарплату им платили одинаковую.

Вот приходит как-то царь-государь-директор фирмы «Василиса» к своим думным боярам в экономический отдел и говорит»»Господа! Я рад сообщить Вам, что дела нашей фирмы идут вполне успешно, товар пользуется устойчивым спросом, рабочие довольны. Совет директоров принял решение расширить производство и установить заработную плату рабочим в размере 8000 рублей.

В связи с этим мне нужны ваши рекомендации.

А через некоторое время директор фирмы «Алёнушка» приходит к своим думным боярам и говорит: «Господа! Настало суровое время. Начавшийся экономический кризис не пощадил и нашу отрасль. Спрос на наш товар падает, несколько наших конкурентов уже разорились. И мы должны предпринять все усилия, чтобы не последовать за ними. Необходим режим жесткой экономии. Дирекция предлагает снизить жалование рабочим до 4000 рублей. Что Вы можете нам посоветовать?

А третий директор фирмы «Дарья» боярам такое слово молвил: «Я пригласил Вас, господа, с тем, чтобы сообщить Вам пренеприятное известие. Наши рабочие все-таки организовали профсоюз и предъявляют нам ультиматум. Они требуют повышения заработной платы до 12000 рублей, а иначе грозят объявить забастовку. Что же нам делать, господа?

Таким образом, класс получил вводные условия для работы. Теперь учитель должен актуализировать имеющиеся у учеников знания.

Стали бояре затылки чесать, да думу думать, как такую мудреную задачу решить. Вспомнили, что в книгах читывали – слова умные, да формулы трудные.

Класс повторяет термины, формулы:

Общий продукт, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки, правило максимизации прибыли, предельный продукт на одного работника в денежном выражении.

А уж как вспомнили все да формулы записали, так и стали скорей таблицу составлять, а не то ведь ЦАРЁВ МЕЧ – ГОЛОВА С ПЛЕЧ.

Вот теперь каждая группа начинает заполнять свою таблицу. Необходимые вычисления учащиеся проводят в своих тетрадях. В таблицу же ярким маркером заносят окончательные результаты.

Таблицы отличаются друг от друга тем. Что в графе заработная плата стоят разные значения.

Сосчитали, да пошли к батюшке царю-директору с докладом, да с рекомендациями.

Теперь, когда таблицы заполнены, представители каждой фирмы объясняют основной ход своих рассуждений и, главное, дают рекомендации своему директору:

- сколько рабочих нужно нанять при данном уровне заработной платы, чтобы прибыль фирмы была максимальной.

Здесь учащиеся должны продемонстрировать свои знания и умения применять на практике правило максимизации прибыли:

Прибыль максимальна, если MR = MC

Ответы учащихся должны получиться следующие:

  • При уровне з/платы 8000 руб. необходимо нанять 6 рабочих;
  • При уровне з/ платы 4000 руб. – 8 рабочих;
  • При уровне з/ платы 12000 руб. – 4 работника.

Далее, каждая группа должна построить график спроса на рабочую силу и объяснить его отрицательный наклон, подчеркнув, что в данном случае мы имеем дело с отраслевым спросом на труд.

Подведение итогов урока.

Выслушал царь-батюшка-государь своих бояр думных, понравились ему их речи разумные, велел бояр к наградам представить.

В этой части урока учащимся выставляются оценки по рекомендации «директора фирмы», который весь урок находился в группе и может оценить долю участия в работе каждого учащегося.

Кроме того, необходимо провести завершающуюся рефлексию по итогам урока и темы, вновь подчеркнув важность полученных знаний в практической деятельности.