Конспект фронтального логопедического занятия во 2-м классе "Дифференциация звуков [c] — [ш] в словах и предложениях

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Упражнять детей в различении звуков и букв С - Ш в словах, в словосочетаниях, в предложениях и связной речи.
  2. Обучать написанию большой буквы в именах.
  3. Упражнять в составлении слов из слогов.
  4. Закреплять умение составлять предложения (с данными словами и по схемам).
  5. Закреплять знания об обобщающих словах (насекомые, животные, птицы, рыбы).
  6. Учить видеть скрытый смысл пословицы.
  7. Обогащать словарный запас.
  8. Развивать логическое мышление.
  9. Развивать интерес к занятию.

Словарная работа: имя, предложение, пословица, насекомые, птицы, животные, рыбы, веснушки, душистое, смешинка, шуршали, путешествие, сутаж, шило, шерсть, сушняк.

Объяснение пословицы: ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, листы бумаги с заданиями, логические загадки, магнитофон с записями («Звуки леса»), зашифрованная пословица, игра «Сложи слова», шнуровка, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Когда люди везде ездят, знакомятся с разными местами, как это называется? (путеШеСтвие).

- Какие дежурные звуки здесь есть? (С и Ш).

- Итак, отправляемся в путешествие!

II. Остановка «Зеркальная».

- Произнесите перед зеркалом звуки С и Ш.

- Как делаем губы?

- Как делаем язык?

- Какой воздух идёт?

- Звонкий или глухой звук?

- Чем похожи и чем отличаются эти звуки?

- Какой звук я произношу? (Логопед выполняет беззвучно).

III. Остановка «Читай-ка».

Вывешивается лист со стихотворением. Вместо точек надо вставить буквы С и Ш.

На…а Ма…а.

На...а Ма…а рано в…тала,

Кукол в…ех пере…читала:

Две Матрё…ки- на око…ке,

Две Таню…ки- на поду…ки.

Две Иринки- на перинке,

А Петру…ка в колпачке-

На дубовом …ундучке. (Е. Благинина)

Затем все дети читают стихотворение.

- Вспомните имена, которые встречались в стихотворении!

IV. Остановка «Загадка».

Логическая задача. Рассматривание клубка. – Это ШерСть.

Бабушка связала 3-м внукам: шапочку, шарфик и носки. Саше бабушка связала не шарфик и не носки, Свете - не носки. Что бабушка связала Саше, Свете и Мише?

(Шапочку- Саше, шарфик - Свете, носки - Мише).

- Какие слова со звуками С и Ш вы запомнили?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза – и соседа уж нет!
Теперь головою крути - не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»

(Затем дети смотрят на ПОТОЛОК, на ПОЛ, НАПРАВО, НАЛЕВО, на ЛАДОШКУ, ВДАЛЬ В ОКНО).

V. Расшифруй пословицу.

На доске вывешивается лист, на котором зашифрована пословица. Необходимо соединить буквы по линиям и прочитать пословицу.

(ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ).

- Что такое шило? (Инструмент).

Рассматривание шила.

Объяснить скрытый смысл пословицы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСУ».

Здравствуй лес, прекрасный лес,

Широко развести руки в стороны.

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо- влево с вытянутыми руками.

Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо- влево.

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, поворачиваясь вправо и влево.

Всё открой, не утаи.

Широко развести руки в стороны.

Ты же видишь-

Прижать обе ладони к груди.

Мы свои.

Широко развести руки в стороны.

Только в лес мы вошли-

Маршировать.

Появились комары.

Имитировать укусы комаров, легко похлопывать по различным участкам тела.

Дальше по лесу шагаем,

Маршировать.

И медведя мы встречаем.

Раскачивание туловища из стороны в стороны.

Снова дальше мы идём-

Маршировать.

Перед нами водоём!

Руки в стороны.

Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.

Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо- влево.

Раз- два, раз- два-

Прыжки.

Позади теперь вода!

Маршировать.

Раз- два, раз- два-

Прыжки.

Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.

Маршировать.

Ветер дует нам в лицо-

Руками махать себе на лицо.

Закачалось деревцо.

Руки подняты вверх. Покачиваться вправо- влево.

Ветер тише, тише, тише-

Приседание, руки вперёд.

Деревцо всё выше, выше.

Плавно поднимаясь поднять руки вверх, встать на носки.

Раз- присядка,

Присесть.

Два - прыжок.

Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка.

Прыжки.

А лисята, как проснуться,

Кулаками протереть глаза.

Любят долго потянуться,

Потягивание.

Обязательно зевнуть,

Зевнуть.

Ну и хвостиком вильнуть.

Покачивание бёдрами.

А волчата - спинку выгнуть

Прогнуться.

И легонечко подпрыгнуть.

Прыжок.

Ну, а мишка косолапый,

Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса.

Широко расставив лапы,

Ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе,

Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

Раскачивание из стороны в сторону.

Но закончилась игра,
Заниматься нам пора!

Тихо сесть за парты.

- Кто знает, что такое СуШняк? (сухие ветки).

Рассмотреть их. Попробовать сломать веточки, обратить внимание на треск сухих веточек.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Сделаем узор на солнышке» (шнуровка).

- Эти верёвочки, которыми мы шнуруем солнышко, называются Сутаж.

Произнесём это слово все вместе!

VI. Остановка «Игровая».

Игра «Кто это?» (насекомые, животные, птицы, рыбы).

Прочитать слова, разделить их на группы, дать название каждой группе слов, подчеркнуть слова каждой группы разным цветом.

Комар, кот, ворона, щука, муха, лиса, собака, окунь, бабочка, шакал, карась, грач, медведь, снегирь, шмель, ёрш, стрекоза, кукушка, белка, жук, коза, воробей, сельдь, муравей, лошадь, сом.

Назвать и записать слова со звуками С и Ш в тетрадь. Подчеркнуть слова со звуками С –одной чертой, со звуками Ш- двумя.

VII. Остановка «Школьная».

Игра «Сложи слова».

У каждого ребёнка - по одному футляру. В них по 6 одинаковых слов, разрезанных на слоги. Каждое слово - разного цвета.

Учащиеся выкладывают слова, придумывают и записывают предложения с ними. Буквы С и Ш подчёркивают.

ДУ – ШИС – ТО – Е

СМЕ – ШИН – КА

ВЕС – НУШ – КИ

О – ШИБ – СЯ

ШУР – ША – ЛИ

ПУ – ШИС – ТЫЙ

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Вот и закончилось наше путешествие!

- Какие буквы мы учились различать?

- Какие слова со звуками С и Ш вы запомнили?