Программа развития творческих способностей детей 10–11 лет "Креативность"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Важными предпосылками развития детской одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые можно считать компонентами детских способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность.

Возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов, а также расположенность к самовоспитанию, самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития.

Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей.

В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность - это чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Неверно думать, что во всех случаях, чем раньше чему-либо обучать ребенка, тем лучше. Нервная система ребенка неустойчива, возможности детского мозга ограниченны. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.

Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т. е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования.

Наша программа занятий направлена на развитие у детей общих приемов дивергентного мышления. Данный комплекс занятий может быть использован учителями на уроках, или на внеклассных мероприятиях. Учителя, работающие с одаренными детьми, основное свое внимание должны уделять таким видам активности, которые развивают сложные высшие формы мышления.

Цели занятий:

  1. Формирование умения адаптироваться в социально-значимой среде;
  2. Формирование навыков творческого саморазвития.

Задачи:

  1. Создать атмосферу безопасности на занятиях.
  2. Способствовать снижению внутреннего напряжения.
  3. Способствовать возможности раскрытия чувств детей.
  4. Активизировать ресурсные возможности ребенка.
  5. Повысить креативные возможности детей.

Для развития творческих способностей в программе используется следующие принципы:

  1. Выделение необходимых и достаточных условий решения задачи.
  2. Развитие готовности отказаться от прошлого опыта
  3. Развитие способности видеть многофункциональность вещи.
  4. Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
  5. Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождению от нее.
  6. Содействие переходу из обычных состояний сознания в необычные.
  7. Взаимодействие волевых, интеллектуальных, и эмоциональных функций.
  8.  Обеспечение реалистичного столкновения противоположных понятий, образов, идей.
  9. Стимулирование обучающихся на достижения в учебной, творческой, исследовательской деятельности.

Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:

  1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.
  2. Синектика- метод творческих задач путем поиска аналогий.
  3. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
  4. Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

Программа включает в себя 15 занятий. Продолжительность занятий 40 минут.

Частота проведения 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • поэтапное развитие психолого-педагогической поддержки одаренных детей;
  • повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в ОУ.

Тематическое планирование курса

Тема

Количество занятий

Количество часов

1

Выявление последствий собственного роста до двух дюймов

1

1

2

Поиск вариантов использования различных предметов

1

1

3

Обнаружение изменений происходящих весной

1

1

4

Каким образом насекомые переживают зиму?

1

1

5

Изобретение новой денежной системы

1

1

6

Телевизионная передача "Самый лучший повар"

1

1

7

Премьера нового фильма

1

1

8

Встреча с пришельцами

1

1

9

Прием в театральное училище

1

1

10

Преобразуем мир

3

1

11

Архитектор

1

1

12

Юный техник

1

1

 

Итого:

15

15

Содержание программы

Занятие 1. Выявление последствий уменьшения собственного роста до двух дюймов.

Цель. Стимулирование творческих способностей посредством активизации фантазии.

  1. Детям рассказывается волшебная история превращения мальчика в гнома.
  2. Что произойдет когда мальчик попадет домой.
  3. Что изменится когда он будет есть.
  4. Какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется.
  5. Как ему снова стать прежнего роста.

Принимать все ответы, несмотря на то, что некоторые из них могут показаться нелепыми. Не ограничиваться одним ответом от ребенка.

Занятие 2. Поиск вариантов использования различных предметов.

Цель. Активизация дивергентного мышления в различных предметных областях.

  1. Наука.
    Расскажите обо всех возможных вариантах использования воды.
  2. Математика
    Расскажите о возможных вариантах классификации и категоризации данного набора предметов (по форме, цвету. размеру). Попытайтесь назвать предметы существующие парами.

Занятие 3. Обнаружение изменений, происходящих весной.

Цель: развитие мыслительных навыков посредством познания и постижения.

  1. Провести коллективное обсуждение всех изменений, связанных с приходом весны.
  2. Предложите придумать новый вид семян, из которого, по замыслу, может вырасти растение высотой с дом. Как будет выглядеть это семя.
  3. Что произойдет с растениями, животными, насекомыми если весна не наступит.

Занятие 4. Каким образом насекомые переживают зиму?

Цель. Развитие мыслительных навыков синектики и синтеза. Развитие творческого мышления.

  1. Предложить детям сравнить муравья с грузовой машиной с максимально возможных точек зрения.
  2. Создать образ насекомого (включая среду обитания и окружение), возможно живущего на другой планете.
  3. Дать гипотетическое описание способов адаптации такого насекомого к своей окружающей среде.

Занятие 5. Изобретение новой денежной системы.

Цель. Развитие основной операции мышления - синтеза. Развитие творческого мышления.

  1. Предложить детям изобрести новую денежную систему.
  2. Изготовить образцы новых денежных знаков.

Занятие 6. Телевизионная передача «Самый лучший повар».

Цель. Развитие речевых навыков.

  1. Предложить 1 группе детей продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд.
  2. Вторая группа детей будут экспертами. Предоставить им возможность высказаться.

Занятие 7. Премьера нового фильма.

Цель. Развитие речевых навыков.

  1. Одной группе детей предложить разыграть какую-нибудь сцену из нового фильма.
  2. Другая группа детей должна изображать из себя критиков, в задачу которых входит анализ увиденной сцены.

Занятие 8. Придумать окончание истории.

Цель. Развитие вербального интеллекта. Развитие творческих способностей.

  1. Старая сказка с новым концом. («Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.)
  2.  Сказки-объяснения про овощи с огорода. (Почему помидор красный. Почему арбуз полосатый.)
  3. Веселая история про …
  • ворону, которая любила кататься на велосипеде.
  • собаку, которая жила в холодильнике
  • майского жука, который очень боялся высоты.

Занятие 9. Встреча с пришельцами.

Цель. Развитие творческого мышления. Развитие вербального интеллекта. Развитие коммуникативных навыков общения.

  1. Предложить детям описать внешний вид наиболее фантастического пришельца.
  2. Предложить ребятам нарисовать космический корабль пришельцев.
  3. Выработать способы общения с пришельцами.

Занятие 10. «Прием в театральное училище».

Цель. Работа над чувствами. Развитие артистических способностей. Развитие креативности.

  1. Проводится игра «Прием в театральное училище». Детям предложено продемонстрировать
  • «оживить» какую-либо игрушку.
  • Изобразить сцену падения, вы изнемогаете в пустыне, увидели чудовище, вас ударило электрическим током и т.д.
  • Изобразить предмет или явление (стол, книга, стиральная машина и т.д.)
  • Показать эмоцию с помощью рук или ног (злость, радость, испуг, грусть).

Занятие 11. «Преобразуем мир».

Цель. Развитие дивергентного мышления методом творческих преобразований.

Альтернативное применение

Детям предлагается какой либо предмет и задается ряд задач.

Как можно данный объект использовать иначе?

Как можно его использовать по-другому, если немного изменить?

Изменения

Измените цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения.

Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?

Измените свой голос, прическу, свой внешний вид?

Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

Занятие 12. «Преобразуем мир».

Цель. Развитие дивергентного мышления методом творческих преобразований.

Уменьшение

Можно ли сократить данный процесс по времени?

Сделайте этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?

Увеличение

Можно ли увеличить продолжительность этого процесса (цветения, роста растений, животных и т. д.)?

Удлините этот объект, сделайте его больше, тяжелее, сильнее, толще?

Можно ли сделать так, чтобы человек стал заметнее, ярче?

Что еще можно увеличить, усилить, добавить?

Занятие 13. «Преобразуем мир».

Цель. Развитие дивергентного мышления методом творческих преобразований

Замещение

Замените название предмета или объекта.

Кто мог бы успешно заменить этого человека?

Можно ли взамен этого использовать другой механизм, процесс, другой источник энергии?

Перемещение

Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?

Можно ли поменять части местами?

Можно ли это сделать в другой последовательности?

Переверните роли людей и сделайте их противоположными?

Можно ли перевернуть данный объект и вывернуть его наизнанку? 

Занятие 14. «Архитектор». 

Цель: Развитие дивергентного мышления методом ассоциаций.

  1. Рассмотрите шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытайтесь определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (Покровский собор).
  2. Подберите фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж.
  3. Нарисуйте дом, который бы вы построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах. 

Занятие 15. «Юный техник». 

Цель: Развитие дивергентного мышления методом ассоциаций.

  1. Найдите технические объекты, делая которые люди использовали аналогии с живой природой
  2. Сконструируйте автомобиль, похожий на божью коровку, глубоководную рыбу, ежа и др.

Список литературы

  1. М. Битянова. Бесполезное баловство? //Школьный психолог декабрь 2001 №46 // Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий /Одаренные дети/ М. Прогресс, 1991.
  2. Барбара Хепворт «Пустотелая форма с белой внутренней поверхностью» 1963.
  3. Богоявленска Д.Б, Психология творческих способностей.- М., 2002.
  4. Липунова Сценарий тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста . // Школьный психолог 2003.
  5. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских,  российских и американских традиций.- М., 1999. - Гл. 16 «Феномен креативности».
  6. Степанов. О натурах творческих. // Школьный психолог декабрь 2001 №46.
  7. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при эксперименталтальномопределении уровня креативности // Вопросы психологии, 1999, № 5.
  8. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал, 1998, №2.
  9. Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, №4.
  10. С. Степанов. Продуктивный ум : загадки и причуды. // Школьный психолог январь 2004 №4 //.
  11. И. В. Дубровина. Рабочая книга школьного психолога.- М. «Просвещение» 1991.
  12. Т. М. Чурекова,Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. Одаренный ребенок в иновационной школе: проблемы и пути решения - Кемерово 2004.