Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

  • Дать общую картину жизни в России начала ХIХ века.
  • Развитие умения ориентироваться в исторической информации.
  • Заинтересовать детей, пробудить интерес и уважение к прошлому своего народа.

Материал к уроку.

  • Учебник-хрестоматия "Твоя Россия" под редакцией Н. Я. Чутко
  • Е.В. Саплина, А.И. Саплин. "Введение в историю 4 класс"
  • Карта "Отечественная война 1812 года".

Тип урока.

Обсуждение нового материала, подготовленного учащимися самостоятельно.

Ход урока

Вступление. Слово учителя.

К началу ХIХ века Россия была одним из самых могущественных государств Европы. По размерам территорий она в несколько раз превосходила самые крупные европейские державы. Россия имела сильную армию и военный флот. Талантливые русские люди развивали культуру, науку , технику, искусство.

В 1801 году на русский престол вступил новый царь Александр I, который заявил, что будет править по законам Екатерины Великой.

В начале Х1Х века над нашей страной нависает грозная опасность: император Франции Наполеон, покоривший почти всю Европу, двинулся на Россию.

Учитель. - Какой год стал грозным для России начала века?

Сообщение темы.

ПАМЯТНЫЙ 1812 ГОД.

Вопрос для обсуждения: - Чем памятен он для русских людей? Для России?

(Высказывания учащихся)

Вопрос для обсуждения. - Почему французский император Наполеон (словарь император Наполеон) стремился завоевать Россию?

Обобщение. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить её народ не раз мечтали чужеземные захватчики.

Вопрос для обсуждения. - Об этом ли мечтал Наполеон? Докажи. (Что происходит, если кто-то стал завидовать соседу, да ещё и не по доброму?)

(Историческая справка: Наполеон Бонапарт: "...-Через 3 года я буду господином мира... Останется Россия, но я раздавлю её..").

Вопрос для обсуждения. - Что узнали о Наполеоне. О каких особенностях характера, поведения узнали?

Наполеоновские войны. Обобщение учителя.

В начале военной карьеры Наполеоновские войны имели прогрессивное значение, но по мере развития, они стали носить захватнический характер. Вот такую войну и повела Франция против России.

Эта война в исторических и художественных произведениях носит название: Отечественная. (словарь Отечественная война)

Учитель(вопрос-коллизия)- Почему война с Наполеоном называется Отечественной, народной?

(Высказывания учащихся)

В год нашествия Наполеона на Россию, на защиту Отечества поднялся народ. Ополченцы (словарь ополченцы) средних губерний были вместе с солдатами с начала боёв. Русская армия, меньше по численности, всё лето отступала.

Работа с картой.

В планах Наполеона захват России намечался по трём направлениям:

  • север - голова (Санкт-Петербург)
  • юг - ноги (море, плодородные земли)
  • и Москва - сердце.

У М.Ю. Лермонтова есть такие строчки: "... Мы молча долго отступали..... И вот нашли большое поле" (место на карте и обратить внимание на условные обозначения).

Бородинское сражение.

Учитель. - Расскажите о Бородинском сражении. Приведи факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских.

(высказывания учащихся)

/Для учителя. Бородино выбрано не случайно. Поле там обширное, на нём могли разместиться большие массы войск. Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву. Русская армия заняла новую и старую Смоленские дороги. Правый фланг русских упирался в деревню Горки. Центр русских войск защищала знаменитая Курганская батарея (больше известная как батарея Раевского). Левый фланг русских проходил близ деревни Семёновское. Здесь были построены очень быстро земляные укрепления - флеши (словарь флеши).

План Наполеона был - разгромить левый фланг и войти в тыл к русским, нанести удар по центру и уничтожить русскую армию/

Вывод. Обобщение (делает учитель).

Ни Кутузову, ни Наполеону 7 сентября не удалось одержать полную победу. и спор историков - "Кто победил под Бородино"- продолжается более 150 лет.

Возможно, что в новом сражении русские не смогли бы устоять. Кутузов верил, что победа впереди.

Вопрос для обсуждения. - И всё же Кутузов сдаёт Москву французам. Почему?

(Историческая справка: Кутузов М.И. ..."С потерей Москвы - не потеряна Россия...")

Наполеон в Москве.

Вопрос для обсуждения. - На что рассчитывал Наполеон, заняв Москву?

Почему расчёты Наполеона провалились?

(О чём вспомнил Наполеон на Поклонной горе. Город Смоленск, как и Москва, был пуст. Пожар в Москве - ловушка.)

М.И. Кутузов.

- Сегодня много упоминалось имя М.И. Кутузова, в связи с событиями 1812 года.

- Что знаете об этом человеке?

(Высказывания учащихся)

Итог. Обобщение.

Отечество, народ - освободительная война. Кутузов М.И. : "... Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем..."

- Чем же памятен для России и русского народа год 1812?

Домашнее задание.

Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была крупнейшим событием всемирной истории.

Отечественная война была подвигом всего народа. Много имён выдающихся героев этой освободительной войны осталось в истории. Это люди самых разных возрастов, званий, положения: от главнокомандующего русской армией фельдмаршала князя Кутузова, до рядового солдата, до простого крестьянского мужика.

Имена этих людей мы и узнаем на следующем уроке, тема которого - "ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года".