Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Природные зоны России

Разделы: Преподавание в начальной школе


Тип урока: актуализация ранее полученных знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи урока:

1) образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей, особенностях их быта, в природных зонах России, экологические проблемы, возникающие по вине человека;

2) развивающие: развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;

3) воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

Оборудование урока:

  1. Карта природных зон России.
  2. Карта Читинской области.
  3. Мультимедиа “Природные зоны”.
  4. Карточки с заданиями (групповые).
  5. Карточки – таблицы (индивидуально).
  6. Карточки с названием природных зон.
  7. Карточки с домашним заданием (индивидуально).
  8. Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.
  9. Иллюстрации животных и растений.
  10. Рисунки “Правила поведения человека в лесу”.

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Основные понятия: природная зона, гид, экологическая проблема, заповедник, Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.

Межпредметные связи: русский язык, экология, математика.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

Сколько в этом слове теплого, родного. Многие поэты воспевали Россию. А вот как описал Русь в своем стихотворении И. Никитин.

(Дети читают стихотворение “Русь”).

Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. По ним мы и отправимся сегодня в путешествие. Обобщим знания обо всех природных зонах нашей страны.

– А кто скажет, что такое природная зона? (Пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

– Сколько природных зон вы знаете? (5).

– Назовите какие, природные зоны вы узнали на наших уроках?

– Какими цветами на карте изображены различные природные зоны?

– А путешествовать мы с вами будем на самолете. Наш класс разбит на 5 групп. В каждой группе будет свой гид, который будет мне помогать.

– Ребята, а кто такой гид? Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (Экскурсовод). Эти ребята расскажут о природных зонах, мы будем им помогать.

– Природные зоны мы изучали по определенному плану.

– Кто может назвать этот план? (План вывешивается на доску).

  1. Географическое положение.
  2. Погодные условия.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Особенности быта и занятия людей.
  6. Экологические проблемы.

– Каждая группа будет иметь определенные задания и будет рассказывать о “своей природной зоне”.

– Итак, “путешествие” начинается!

– Пристегнули ремни, мы взлетаем. (Обратите внимание на то, как вы сидите).

III. Обобщение.

– Как вы думаете, с какой природной зоны мы начнем наше “путешествие”? Почему?

– Выходит ребенок – гид, рассказывает об Арктике. Дети дополняют.

– Какие экологические проблемы существуют в Арктике? Как решается вопрос об охране животных? (Созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник? (Заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Назовите заповедник в Арктике? (Остров Врангеля).

– Кто взят под охрану? Моржи, белые медведи.

– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыни. (Показ с комментированием). [Приложение 1]

– Ребята, как вы думаете, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?

– Итак, наше “путешествие” продолжается.

– А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами.

– Итак, что это за природная зона? Что указывает на то, что это – тундра? А вы знаете, как слово “тундра” переводится с финского языка? (“бесплодная” или “враждебная”).

На доске появляется карточка с названием.

Следующий ребенок – гид рассказывает о тундре. Дети дополняют. Экологические проблемы этого края.

– Назовите заповедник тундры? (Таймырский).

– Кто взят под охрану?

(Показ слайдов тундры с комментированием). [Приложение 2]

(Обратить внимание на тундровую мышь – лемминг – они имеют на лапах твердые наросты, очень похожие на копытца. Зачем?).

(Чтобы выкапывать пищу из-под твердого снега и льда).

– Ребята, а кто сможет решить головоломку? Как превратить ель в олений мох? ( Ель – ягель).

– Итак, путешествие продолжается.

– Куда же мы отправимся с вами дальше? Догадайтесь!

Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

Куда же мы отправляемся?

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, – лес.

– Об этом нам расскажет следующий ребенок – гид.

(Выходит ребенок, рассказывает о лесе.). Дети дополняют.

Какое значение для человека и животных имеет лес? (Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

(Просмотр слайдов с комментированием). [Приложение 3]

– Назовите экологические проблемы леса. (Пожары, вырубка лесов).

– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

– Какие лесные заповедники можете назвать. (Баргузинский).

– Как связаны между собой осина, заяц, волк? (Цепочкой питания).

– А теперь решите лесную задачу. Ребята, вы знаете, кто такие браконьеры?

Послушайте задачу. “Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицелился в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?”

– Ну, а теперь мы с вами немного отдохнем. Мы говорим сегодня о природе России. Какое дерево является символом России?

Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

“ Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?

Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?”

– Да, березке не устоять. А где растут маленькие березки? От ветра и холода они прячутся во мхах и лишайниках.

– А мы продолжаем наше путешествие.

– О какой природной зоне пойдет речь в стихотворных строчках?

… (Она) широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

– Мы отправляемся с вами в степь. (Карточка на доске).

А расскажет нам о ней ….. (Выходит ребенок – гид, рассказывает о степи). Дети дополняют.

– Ребята, почему эта природная зона нам ближе?

– Какие растения преобладают в нашей степи?

– Каких животных мы с вами можем встретить?

– Какие заповедники Читинской области вы знаете? (Показ на карте).

Все они находятся на территории степи.

Просмотр слайдов с комментированием. Обратить внимание на дрофу. [Приложение 4]

– Как по-другому называют эту птицу? (Степным страусом). Эта птица очень редкая и занесена в Красную книгу?

– Ребята, а кто скажет, что это за книга? (Показываю).

(Это книга тревоги, книга – предупреждение. В Красную книгу занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе).

– А как называется наша Красная книга, в которую занесены редкие растения и животные Забайкалья? (Красная тетрадь Забайкалья). Показываю.

– Наше путешествие продолжается.

– Куда же мы отправимся на этот раз? Правильно в пустыню. На доску вывешиваю карточку. Вот как она описывается в стихотворении.

Солнечный, жаркий
Желтый песок
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
плотном, как мед.
Желтая птица
Неслышно плывет.

– А расскажет нам о пустыне………

(Выходит ребенок, рассказывает о пустыне). Дети дополняют.

Показ слайдов с комментированием. [Приложение 5]

– Назовите экологические проблемы пустыни. Какой заповедник есть на территории пустыни? (Астраханский).

– В пустынях очень много змей. Какое из домашних животных не боится укуса гремучих змей? (Свинья. Потому что на них не действует яд змей).

– Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут. Чем занимается население, какие экологические проблемы существуют в к