Дидактические материалы к урокам географии в 6-м классе

Разделы: География


1. Земное пространство, в котором существует жизнь -…………. .

2. Растительный мир этих территорий очень беден -……………….

3. Термины-плодородие, гумус, тип почвы относятся к…………

4. В природном комплексе все компоненты ………………….

5. Географическая оболочка включает в себя ………………. . атмосферы, ……………………………………литосферу, всю биосферу и всю……………………………. .

6. Термины-кратер, горст, рельеф относятся к…………………….

7. Главная причина разнообразия ПК на Земле – это…………………

8. Самый крупный ПК земного шара-это…………………………

9……………… – верхний плодородный слой литосферы

10. Учение о биосфере основал русский естествоиспытатель - …………………………………………………………………

План описания природного комплекса

  1. Характер рельефа.
  2. Наличие вод.
  3. Растительность.
  4. Животный мир.
  5. Почвы.
  6. Характер воздействия человека.
  7. Вывод о взаимосвязи компонентов в комплексе.

План сравнительной характеристики двух природных комплексов:

  1. Географическое положение комплекса и его название.
  2. Почвы и их характеристика.
  3. Растительный мир. Состав.
  4. Животный мир. Основные представители.
  5. . Изменение природных комплексов под воздействием человека.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: “АТМОСФЕРА”

1 ВАРИАНТ.

1. Что такое атмосфера, из каких слоев она состоит?

2. Каково нормальное атмосферное давление? Приведите примеры повышенного и пониженного атмосферного давления?

3. Высчитайте атмосферное давление на г. Народная?

(Высоту вершин найдите на карте, атмосферное давление у подножия гор возьмите 760 мм. рт. ст. )

4. В течение суток были зафиксированы следующие данные:

t=+2?С, t=-8?С

Определите амплитуду и среднесуточную температуру?

5. Изобразите схематично ночной бриз.

6. Дополните предложения:

Вблизи побережья материков формируется…………………. . тип климата.

При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые…. км. На ……. ?С.

Главная причина образования ветра…………………………………

7. Если при t=+10?С в воздухе содержится 5 г. воды, вычислите относительную влажность воздуха.

8. Сравните климат:

г. Омска и г. Мурманска

……………………………………………………………………………………………………………….

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: “АТМОСФЕРА”

2 ВАРИАНТ.

1. Что такое атмосфера, каков состав воздуха?

2. Что такое абсолютная влажность, в чем она измеряется??

3. Высчитайте атмосферное давление на г. Эльбрус?

(Высоту вершин найдите на карте, атмосферное давление у подножия гор возьмите 760 мм. рт. ст. )

4. В течение суток были зафиксированы следующие данные:

t=+10?С, t=-2?С

Определите амплитуду и среднесуточную температуру?

5. Изобразите схематично зимний муссон.

6. Дополните предложения:

Внутри материков формируется…………………. . тип климата.

При подъеме вверх давление воздуха понижается на каждые…. м. . на ……. мм. рт. ст. .

Причина смены времен года…………………………

7. Если при t=+10?С в воздухе содержится 3 г. воды, вычислите относительную влажность воздуха.

8. Сравните климат:

г. Иркутска и г. Москвы

Проверочная работа (решение задач) по теме: “Атмосфера”

1 вариант.

1. На вершине горы высотой 3, 5 км. барометр показал 720 мм. рт. ст. Каково давление у подножья?

2. В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях?

Где будет ветер сильнее?

а)725 мм. рт. ст. 756 мм. рт. ст.
б)765 мм. рт. ст. 740 мм. рт. ст.

3. Вычислите среднегодовую температуру воздуха по данным:

Январь-(-20?) Июль +20?
Февраль-(-18?) Август +18?
Март-(-10?) Сентябрь + 10?
Апрель +2? Октябрь +3?
Май +10? Ноябрь (-3?)
Июнь +15? Декабрь (-17?)
Определите А -?  

…………………………………………………………………………………. .

Проверочная работа (решение задач) по теме: “Атмосфера”

2 вариант.

1. Какова высота горы, если у её подножия температура +26?С, а на вершине-(-10?С)?

2. В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях?

Где будет ветер сильнее?

а)745 мм. рт. ст. 766 мм. рт. ст.
б)775 мм. рт. ст. 740 мм. рт. ст.

3. Вычислите среднесуточную температуру воздуха по данным:

6 ч. -(-4°С)

14 ч. -(+2°С)

18 ч. -(+1°С)

23 ч. -(-8°С)

Определите А -?

…………………………………………………………………………………. .

Контрольная работа по теме: “Литосфера”

1 вариант.

1. Решите задачу:

Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли

t= +15°, а глубина шахты 1000 м.

2. Тест:

1. Внутреннее строение Земли:

а) мантия, ядро, земная кора;
б) ядро, мантия, земная кора;
в) ядро, земная кора, мантия.

2. Самую высокую температуру вещества имеет:

а) земная кора;
б) ядро;
в) мантия.

3. Эта оболочка Земли подразделяется на материковую и океанскую:

а) земная кора;
б) ядро;
в) мантия.

4. Толщина материковой коры в среднем:

а) 30-40 км.
б) 50-100 км.
в) 3-7 км.

5. В материковой коре выделяют слои:

а) осадочный, гранитный;
б) осадочный, гранитный, базальтовый.

6. К осадочным неорганическим породам относятся:

а) гранит, известняк;
б) нефть, гранит;
в) песчаник, известняк.

7. Метаморфические горные породы:

а) гнейс, кварцит, мрамор;
б) кварцит, глина, гнейс;
в) стекло, фарфор, гранит.

8. Магматические горные породы:

а) песок, базальт, гранит;
б) мрамор, гранит, кварцит;
в) пемза, базальт, гранит.

9. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют……

а) эпицентр;
б) очаг;
в) сейсмический пояс.

10. Установите соответствие:

1) грабен а) выступы
2) горст б) впадины

11. Установите соответствие:

1)кратер а) канал, идущий из глубин земной коры
2)жерло б) отверстие на вершине
3)очаг магмы в) излившаяся магма
4)лава г) вещество мантии, которое плавится в трещи не земной коры

3. Приведите примеры:

– низменности;
– плоскогорья;
– горной вершины;
– горной системы.

4. Опишите ГП Западно-Сибирской равнины

5. Дайте определения:

– гора;
– полезное ископаемое;
– вулкан;
– литосфера.

План описания горной породы:

1. Цвет (если цвет меняется, указать характер смены окраски)

2. Блеск: – металлический;

– стеклянный;
– жирный;
– перламутровый;
– восковый.

Без блеска – матовые.

3. Прозрачность

– Непрозрачные-не пропускают свет
– прозрачные-пропускают свет, как стекло
– полупрозрачные-пропускают свет, как матовое стекло

4. Излом (не обязательно)

– неровный;
– зернистый;
– игольчатый;
– землистый;
– раковистый.

5. Твердость (по шкале)

1 – графит
2-2, 5 – ноготь;
4 – железный гвоздь;
5 – стекло;
5, 5-6 – стальной гвоздь, игла;

6. Особые свойства.

7. Происхождение.

8. Название.

Задания на нахождение географических координат

Найдите географический объект:

63° с. ш. 151° з. д.
78° ю. ш. 167° з. д.
7° ю. ш. 105 в. д.

……………………………………………

Найдите географический объект:

15° с. ш 14 ° в. д.
17° ю. ш. 48° з. д.
39° с. ш. 78° з. д.

………………………………………. .

Найдите географический объект:

48° с. ш. 2° в. д.
77° с. ш. 105° в. д.
31° с. ш. 31° в. д.

……………………………………………

Найдите географический объект:

29° с. ш. 77° в. д.
42° с. ш. 80° з. д.
54° ю. ш. 63° з. д.

…………………………………………. .

Найдите географический объект:

33° ю. ш. 117° в. д.
39° с. ш. 117° в. д.
40° с. ш. 45° в. д.

Тема: “Климат”

1. Состояние тропосферы в данном месте за определенный промежу-ток времени называют…………………………………. .
2. Характерные свойства погоды……………………. . и…………………

3. Явления, происходящие в тропосфере и характеризующие пого-ду:…………………. . , …………………, ………………. , ………………. . ,   …………………и…………………………. .

4. Большие объёмы воздуха, различающиеся по своим свойствам, это - ……………………………………………………. . 

5. Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой ……………………………. он находится.

6. Холодные, сухие и прозрачные воздушные массы образуются над ……………………………………. и……………………………………………………………….

7. В этих районах господствует погода одного-двух типов.  У…………………погода жаркая, а у ……………………. . морозная

Лист-практикум по теме “Равнины”.

В течение работы на уроке заполняйте пропуски, дописывайте предложения, дополняйте

примерами с карты.

У Вас должно получиться краткое изложение темы “Равнины Земли”.

1. Равнины бывают плоские и ……………………………

Плоские равнины-нет хорошо заметных…………………………………. . и……………… ………………. .

Холмистые равнины-имеют разнообразный рельеф:…………………………………….

2. Равнина-это участок……………………………………………………………,   слаборасчлененный, с различием высот не более …………………………. .

3. По высоте различают равнины:

Низменности-до 200 м. Цвет на карте:

Примеры с карты:…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

Возвышенности-от 200 м до 500 м. Цвет на карте:

Примеры с карты:……………………………………………………………………………. .

…………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Плоскогорья-более 500 м. Цвет на карте:

Примеры с карты:………………………………………………………………………

Можно ли по карте определить характер равнины: плоская или холмистая

Да

Нет

Подчеркни правильный ответ и поясни (устно)

4. Характеристика своей местности:

– Частью какой равнины является местность, на которой мы живём?

– Какова её абсолютная высота?

– Плоская она или холмистая?

– Какие горные породы её слагают?

– Удобна ли местность для жизни и деятельности людей?

5. ГП равнин:

– Название, высота, к какой группе по высоте относится

– На каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями

Замените выделенные слова условными знаками:

Привет, Миша! Хочу рассказать тебе о моем маленьком приключении. Вчера я вышел к проселочной дороге и свернул в хвойный лес. Мне встречались даже группы кустарников. Где-то вдалеке, слева, был слышен шум электростанции. Я подошел к домику лесника. Дядя Андрей подсказал мне, как пройти к роднику. Набрав чистой воды, я искупался в озере, сфотографировал небольшую речку, протекавшую поблизости. Вернувшись домой, я сделал запись о своей экскурсии.

………………………………………………………………………………………………………………

Я живу около берёзового леса. В нем встречаются отдельные хвойные деревья. Около нашей избушки есть колодец. В нескольких километрах от нашего поселка располагается железная дорога, по ней можно доехать до города Солнечный. Мне очень нравится наша местность:кругом фруктовые сады, много озёр, родников, живописных лугов. И наша школа расположена в очень живописной местности на берегу реки Жемчужная. Приезжай к нам в гости!!!!

………………………………………………………………………………………………………………

Приложение № 1.

Схемы (ЛОС) для уроков географии в 6-м классе

В подготовке материалов частично использованы данные следующих источников:

  1. Никитин Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288 с.
  2. Якубович Ж. М. Начальный курс географии в схемах и таблицах. – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2002 г.