Управление профессиональными отношениями

Разделы: Администрирование школы


Управление профессиональными отношениями включает в себя организацию взаимосвязей: администратор →← сотрудники →← педагоги →← мастера производственного обучения →←обучающиеся. Регулирование взаимосвязей производится по трем основаниям: мировоззренческому, содержательному, технологическому.

Процесс управления формированием профессионально-педагогических отношений является, по сути, процессом формирования новой образовательной среды, способной обеспечить переход учреждения в режим развития.

Начинается этот процесс с исследования возможностей образовательного учреждения как саморазвивающейся системы, в функционировании которой участвует весь коллектив.

Цель исследования – произвести осознание профессионально-образовательного пространства и определить функцию каждого сотрудника в нем.

После этого выносится на обсуждение концептуальная идея реформирования профессионально-образовательного пространства. Создается банк проектов преобразования деятельности. Наличие идеи саморазвития человека в процессе образования и профессионального образования создает реальное основание для объединения людей во имя общего дела. При обсуждении этой идеи разбираются любые авторские проекты, предложенные творческими группами либо отдельными представителями коллектива.

Постепенно складываются предпосылки для укрепления нового мировоззрения администрации и сотрудников, в частности – их взглядов на функции образовательного учреждения и собственную роль в нем. Это позволяет перейти к принципиально новой организации содержания управленческо – педагогической деятельности:

  • разработке целеполагания;
  • построению организационно – функциональной модели образовательного учреждения;
  • модернизации функционала сотрудников;
  • составлению программ деятельности;
  • формированию системы управленческих потребностей – способностей персонала;
  • выявлению норм и критериев оценки уровней профессионального развития персонала и обучающихся, – то есть к созданию базовых параметров.

Параметры эти носят универсальный характер, необходимы на любом уровне управления.

1. Целеполагание в деятельности образовательного учреждения.

Понимание образовательного учреждения как саморазвивающейся системы требует от администрации и коллектива существенного изменения целей управления. Для верного формулирования этих целей прежде всего нужно определить новое целевое пространство, в которое должен перейти коллектив. При этом в качестве стратегической цели, естественно, выдвигается цель непрерывного профессионального развития всего персонала и обучающихся.

Структурирование этой цели позволяет определить две приоритетно важных тактических цели:

  • непрерывное профессиональное саморазвитие административной группы;
  • непрерывное профессиональное саморазвитие педагогов-технологов и обучающихся.

Тактические цели конкретизируются в рабочие цели (функционалы).

2. Разработка программы развития образовательного учреждения.

Программа развития образовательного учреждения разрабатывается на основе материалов исследования уровня развития образовательного учреждения, которые предполагают наличие:

  • положительной динамики развития коллектива;
  • имеющихся в коллективе резервов.

В программе проектируется деятельность по созданию необходимых и достаточных условий перевода образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Проект программы обсуждается в коллективе и вводится в жизнедеятельность коллектива.

3. Построение новой организационно-функциональной структуры образовательного учреждения.

Определение нового целевого пространства на этапе внедрения системы развивающихся технологий требует организационно-структурных изменений, в частности – создания подразделения, способного обеспечить ее внедрение (непрерывно поддерживать и усиливать инициативы; постоянно отслеживать результаты внедрения, их эффективность; производить коррекцию этого процесса; осуществлять сбор, систематизацию и тиражирование нового педагогического и управленческого опыта).

Кроме того, при директоре создается временное творческое объединение на правах разработчиков целевых образовательных проектов.

4. Разработка новых функционалов персонала образовательного учреждения.

Для того чтобы механизм управления заработал, необходимо прописать четкие функциональные обязанности каждого сотрудника. В основу формирования функционалов коллектива должны быть положены профессионально – квалификационные стандарты нового поколения и типовые должностные обязанности, взаимоувязанные друг с другом. Необходимо осознать, что общего и различного есть в деятельности каждого сотрудника.

Только после осознания каждым своих функций, своего места в системе профессиональных отношений в коллективе заканчивается «наладка» механизма саморазвития.