Урок изобразительного искусства "Осенний лес. Особенности желтого цвета"

Разделы: МХК и ИЗО


Большое значение в настоящее время отводится роли эмоционально – чувственного воспитания, особенно посредством изобразительной деятельности. Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально – творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.

Развитие эмоциональной культуры определяется как двухсторонний процесс, в котором участвуют двое: учитель с одной стороны и учащийся с другой стороны.

В настоящее время всё чаще занятия изобразительной деятельностью становятся более образовательными, менее эмоциональными, а от этого и скучными. Учащимся предлагается нарисовать например пейзаж, полагаясь на наличие определённого эмоционального опыта. В результате работы получаются с технической стороны правильными, но эмоционально слабо выраженными. Для достижения более высоких результатов необходимо наличие развитой эмоциональной культуры. Только обладая собственным эмоциональным миром, ребёнок может «включать» воображение и поставить себя на место другого, сдерживать отрицательные эмоции, и наоборот поддерживать положительные.

Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость является характерной особенностью младшего школьного возраста. Любое явление, которое его чем– то затрагивает, вызывает яркий эмоциональный отклик. Поэтому для того чтобы во время учебного процесса учащиеся достигли высоких результатов необходимо выделить следующие условия развития эмоциональной культуры учеников в развивающей системе обучения:

  1. Создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе. Это условие может обогатить и углубить эмоционально – чувственный мир ребёнка, развить качества, необходимые для жизни в обществе, его творческой деятельности.
  2. Межпредметная интеграция. Учет индивидуально – психологических и личностных характеристик учащихся в процессе обучения показывает, что учащихся интересует поиск смысла больше, чем формальные знания.
  3. Увеличение эмоционального опыта учащихся. Сенсорно – двигательный период, овладение выразительными возможностями цвета формирует и эмоционально окрашивает весь процесс познания.
  4. Развитие вербальных «словесных» и невербальных «жестов, мимики, позы» средств у учащихся.

Так для развития эмоциональной культуры Наталья Сергеевна Ульянова предлагает наметить четыре основных этапа:

На первом созерцательном этапе, ставится цель: развивать способность воспринимать многообразие природы.

На втором – эмоционально – образном этапе ставится цель: усилить эмоциональное воздействие природы посредством привлечения произведений искусства, учить видеть многообразие красок, обогащения словаря за счёт слов, обозначающих различных эмоции, чувства и их оттенки.

Третий этап – этап эмоционального поиска. Цель: развитие умения передавать своё внутреннее состояние на рисунке и в речи, учить понимать язык искусства и внутренний мир.

Цель четвёртого, эмоционально – творческого этапа: активизировать эмоционально – творческую деятельность как результат воздействия природно– прекрасного, развитие выразительности рисунка.

Таким образом, основная задача, которая стоит перед учителем на современном этапе, - развитие эмоциональной культуры учащихся, владение языком искусства, расширение эмоционального опыта учащихся.

Поэтому интерес, радость учебного процесса представляют собой главный путь педагога к пониманию внутреннего мира ребёнка. Рассмотрим развитие эмоциональной культуры на примере проведения урока изобразительного искусства во втором подготовительном классе.

Урок

Вид урока: урок композиции.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Тема урока: изучение особенностей жёлтого цвета. (Длительная работа – 6 часов)

Задача урока: изучить особенности взаимодействия жёлтого цвета с хроматическими и ахроматическими цветами, выполнить рисунок на тему «Осенний лес».

Цели урока: научить путём смешивания жёлтого цвета с хроматическими и ахроматическими цветами получать новые цветовые оттенки цвета, научить различными оттенками жёлтого цвета передавать красоту осенней природы, формировать и развивать эмоциональную культуру учеников.

Рабочее оборудование: мольберты, стулья, классная доска.

Учебно–методологическое обеспечение: репродукции работ художников, работы детей из методического фонда.

Рабочее оснащение: гуашевые краски, колонковые или беличьи кисти, палитры, баночки для воды, скотч.

На формирование эстетически развитой, эмоционально подготовленной личности ребёнка, способного не только зрительно зафиксировать какой - то образ, но и эмоционально воспринимать его, направленно обучение в школах искусств.

Человек, понимающий язык рисунка, живописи, графики гораздо глубже воспринимает как различные виды искусства, так и окружающий его мир.

Так, без любви и развитого восприятия изобразительного искусства образы, возникающие при чтении литературного произведения, будут беднее.

Вспомним, например строки из стихотворения А. А. Фета:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце красное скатилось…

Четыре строчки – и создан удивительный мир угасающей осенней природы. Но каждый ли «увидит» пейзаж близким тому, каким восхищался поэт? Каждый ли представит себе краски заката, сложные оттенки туманного дня? Далеко не каждый! Для большинства картина будет весьма туманной.

Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно ещё и рисовать самому и при этом понимать и любить искусство.

Важно воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремлённости, умения преодолевать трудности.

Именно поэтому свой урок я начинаю с проверки подготовленности учеников к работе (баночки с гуашью должны быть открыты, в баночки налита вода, кисти и палитры подготовлены для работы). Полная готовность группы позволит быстро включить ребят в деловой ритм.

Занятие разбито на несколько этапов, так как это длительное занятие.

На первом этапе я предлагаю побыть немного волшебниками. Для начала нужно познакомиться с теми материалами, которые необходимы волшебникам, чтобы совершить чудо. Я предлагаю рассмотреть наборы гуаши и обратить внимание на две краски жёлтого цвета: кадмий жёлтый и жёлтую лимонную. Ребята сравнивают их.

Начинать превращения жёлтого цвета будем с подготовки листа, для этого его нужно разделить на 8 частей. Чтобы наше волшебство не исчезло, мы зафиксируем его на бумаге.

  1. Первый прямоугольник покрыть жёлтым цветом (здесь и в дальнейшем это будет жёлтый лимонный, как самый часто встречающийся цвет в различных наборах гуаши).
  2. Второй покрыть равномерно оттенком, получившимся при смешивании жёлтого цвета и белого.
  3. Далее жёлтый цвет смешать с чёрным и получившимся оттенком заполнить третий прямоугольник.
  4. Оставшиеся прямоугольники покрыть оттенками, получившимися при смешивании жёлтого цвета с синим, красным, зелёными, коричневым цветами.

Попробовав свои силы в волшебном превращении жёлтого цвета, учащиеся принимают активное участие в обсуждении полученных результатов.

  1. Какой цвет можно получить, смешав жёлтый и синий цвета?
  2. Какие цвета нужно смешать чтобы нарисовать сочный апельсин?
  3. Какой цвет можно использовать для изображения лимона? Дыни?
  4. Что можно нарисовать оттенком, полученным от смешивания жёлтого цвета и чёрного?

На втором этапе я прошу учащихся выполнить изображение фруктов, овощей, ягод различными полученными оттенками жёлтого цвета. Такая самостоятельная работа, проводимая после активного обсуждения, выявит степень усвоения новых знаний, поможет понять учащимся взаимосвязь между определёнными объектами природы и искусственно полученными цветами.

Под влиянием целенаправленного обучения, в итоге систематических упражнений развитие чувствительности у школьников (особенно в младшем школьном возрасте и подростковом) осуществляется очень интенсивно. После первых же лет обучения у них наблюдается значительное повышение цветовой и слуховой чувствительности. Так, если в начале обучения ребёнок семи лет различает только основные цвета радуги, то уже во втором классе подготовительных групп учащиеся уже легко ориентируются и передают в своих рисунках до десяти и более тональных и цветовых оттенков каждой краски из набора красок, включающих 12 цветов.

На третьем этапе ставиться задача закрепления новых знаний, применение знаний в знакомой и изменённой ситуации. Следует подчеркнуть что, начиная с младшего школьного возраста, усиливается роль слова в различии качеств предметов и познании их. Используя богатство родного языка, педагог «рисует» словами яркие, красочные картины природы в разные времена года. И если за каждым словом, в представлении ребёнка возникает соответствующий чувственный образ, он начинает вникать в эстетическую сущность стихов, художественной прозы и получает эстетическое наслаждение от литературного чтения, художественно – творческой изобразительной деятельности.

Для решения задачи третьего этапа можно было бы дать задание нарисовать осенний лес, различными оттенками жёлтого цвета, не усложняя и не дополняя её просмотром и прослушиванием дополнительного материала. Так чаще и случается. Однако результат получается слабым, так как не задействуются эмоционально – зрительные ощущения. Эффективному развитию зрительных ощущений у детей, повышению чувствительности на основе взаимодействия ощущений (сенсибилизация) и слиянию, переходу слуховых ощущений в зрительные (синестезия) способствует прослушивание в процессе рисования музыки П. И. Чайковского « Времена года». Всё это способствует более глубокому осмыслению художественных образов.

Учитывая это, я предлагаю учащимся побывать на импровизированной выставке работ юных художников и найти ответ на вопрос:

Какие работы соответствуют описанию природы в предложенных отрывках стихотворений?

Детские работы подбираются на осеннюю тему, изображающие пейзажи: городской, сельский, лирический.

… Вот и осень наступила,
Ножки в луже промочила.
Ветерок чихнул –
С дерева упал листок,
Повернулся на бочок и уснул.

…Воробьи как листики,
Сыплются с берёзы.
Улетели бабочки,
Спрятались стрекозы.
Без травы и листиков
Раскричались козы.
Астры отцветают,
Замерзают розы –
Видно, наступают
Первые морозы.
…Воробьи как листики,
Сыплются с берёзы...
А. Гришин

Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета!
Э. Феодоровская

После проведённого анализа работ, я предлагаю выполнить изображение осеннего леса по впечатлению, используя различные оттенки жёлтого цвета, полученные путём смешивания жёлтого цвета с хроматическими и ахроматическими цветами.

Повторить изученные ранее законы линейной перспективы (соразмерность предметов – ближе, дальше, приём загораживания), последовательность ведения работы ( первая и единственная линия на листе – это линия горизонта). Работа ведётся без предварительной подготовки карандашом.

Во время практической самостоятельной работы предлагаю проводить целевые обходы:

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. Помощь – словом, нельзя педагогу вмешиваться в работу ученика «помогая» кисточкой.

Такая корректировка только вредит творческой работе учащихся.

После завершения работы мы обязательно проводим обсуждение работ. Важным моментом является выделение в каждой работе наиболее удавшихся элементов композиции. Необходимо выслушать и мнение самих учащихся о работах.

А вам самим понравилось рисовать осеннюю природу, в которую вы вложили и состояние вашей души, вашего чувства и настроения?

И хотя задачи, поставленные на этом занятии решены, на этом всё не заканчивается.

Придя на следующее занятие, ребята попадают на выставку « Золотая осень». Выставка составляется из работ выполненных на прошлом уроке и репродукций работ художников, изображавших это удивительное время года. У учащихся появляется чувство причастности к великому миру – миру изобразительного искусства.

Подводя итоги, можно сказать, что путь раскрытия творческих способностей ученика идёт от установки на творчество, реализации природных способностей, осмысления своего дара и возможностей, и наконец, приводит к личностному самовыражению в искусстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Беда Г. В. Живопись. М. 1986.
  2. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М. 1992.
  3. Кузин В. С. Психология живописи. М. 2005.
  4. Паранюшкин Р. В. Композиция. Ростов – на - Дону. 2002.
  5. Сокольникова Н. М. Рисунок. Обнинск. 1996.
  6. Сокольникова Н. М. Живопись. Обнинск. 1996.
  7. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск. 1996.
  8. Энциклопедический словарь юного художника. М. 1983.
  9. Гуашь: шаг за шагом. М. АСТ: Астрель.2005.

Рисунки учащихся.