Внеклассное мероприятие "Путешествие в старину"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Познакомить с одним из вариантов проведения праздника «Народные посиделки»
  2. Развитие интереса к фольклору, народному искусству.
  3. Изучение русских традиций.
  4. Развитие навыков поиска. Умение работать индивидуально, в команде.
  5. Развитие речи учащихся.
  6. Воспитание любви к традициям русского народа.

Оборудование: Рисунки детей, плакаты (печка, барышни, матрешки, дымковские игрушки). Солнце, таблички со словами. Русские народные песни.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи, праздники. Некоторые из них отмечаются и по сей день. Зимой отмечают: Рождество, Колядки, Святки, Сочельник.

Давайте сегодня вспомним и поговорим о народных посиделках. Где отдохнем и повеселимся.

II. Начало праздника.

Ведущий.

Здравствуйте, гости званные, желанные
Милости просим на наши посиделки.
Мы рады гостям, как добрым вестям
Всех привечаем, душевно встречаем!

(Под звуки музыки в зал входит Царь и его дочь Царевна Несмеяна , и плачет)

Царь:

Беда случилась с моей кровиночкой. Слезы льет не переставая. Весь наш дворец стоит в воде. Никто не может ее рассмешить и утешить. Ни один лекарь заморский не может вылечить. Слышал я, что умеете вы веселиться. Может и моя царевна повеселеет.

(Проходят и садятся на места)

Ученик.

Как у наших у ворот,
Собрался честной народ…
Прибаутками богаты
Деревенские ребята.
Слово меткое как раз
Достает не в бровь, а в газ…
Слово бойко на селе –
Помогает в ремесле.

Любил русский народ разные небылицы рассказывать. А мы не только расскажем, но и покажем.

Конкурс « Небылицы в лицах»

Ученик. Ученик.
- Федул, что губы надул?       - Сынок, сходи за водицей на речку.
- Кафтан прожег. – Брюхо болит.
- Можно зашить. – Сынок, иди кашу есть!
- Да иглы нет. – Что же, раз мать велит надо идти.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Ведущий.

Речь была бы скудной, бедной если бы не использовали пословицы. Пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями.

Конкурс «Найди пару»

Рассыпались пословицы. Надо собрать и объяснить смысл этих пословиц. У вас в руках начало, а надо найти конец пословиц.

  • Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
  • Не сиди, сложа руки – так и не будет скуки.
  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  • Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
  • По одежде встречают – по уму провожают.
  • Ремесло пить – есть не просит, а добро с собой носит.

Царь.

А вы, ребятишки, что призадумались? Закручинились? Вижу, вижу, что вам играть захотелось. Я очень люблю играть в игру « Звоночек». Это веселая посиделочная игра известна была еще в Древней Руси. Ею забавлялись великие князья и цари.

(Все становятся в круг. Водящему завязывают глаза, другому в руки дают колокольчик)

Ведущий.

Любили на Руси загадки, и отгадывать, и загадывать.

Конкурс «Загадок»

  • Новая посудина, а вся в дырках (Сито, решето)
  • Гибкий лес на плечи залез (Коромысло)
  • Кривой конь лезет в огонь (Кочерга)
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (Самовар)
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая (Ложка)

Ученик.

Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.

Конкурс «Мои любимые частушки»

Ведущий.

Всем известно на Руси любили петь частушки.

Приготовьте-ка ладошки, топайте-ка ножки, чтобы спели вам сейчас мы веселые частушки.

(Дети играют на ложках и поют частушки)

  • Разрешите поплясать
    Разрешите топнуть.
    Неужели в этом доме
    Половицы лопнут.
  • Девочки, вы девочки
    Где берете денежки?
    Летом ягодки сдаем
    А зимою все прядем.
  • Полотенце вышивала
    Петухами, утками.
    Я гостечков поджидала
    Часами и минутками.
  • Гармонисту - за игру
    Ну, а мне – за пляску.
    Гармонисту – калачей
    Мне – баранок связку!

Ведущий.

Просим мы гостей своих
спеть для нас частушки.

(Гости поют частушки)

Ведущий.

Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души.
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши!

Ведущий.

Безобидной, веселой словесной игрой является быстрое повторение трудно-произносимых стишков и фраз.

Объявляем бой скороговорок.

Кто-то будет скороговорить, а остальные пусть молчат.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Галдят грачата на грачат, глядят галчата на грачат.
  • Пароль- орел.
  • На горе, на горке стояли 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка……..33 Егорки.

(Говорить на одном дыхании)

Царевна Несмеяна.

Как смешно вы говорите, что рассмешили вы меня.

Царь.

Поиграем в игру все вместе. А ну-ка, девки, парни, сыгранем в перстни (колечко).

Я по лавочке иду
Золот перстень хороню
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок,
Вам не отыскать!
Мне вам не сказать!

(Один из игроков пытается отгадать)

Ему приговаривают:
Покатилось колечко
С красного колечка –
По овинам, по Настям,
По амбарам, по сеням
Найди золотое колечко!

(Отгадал – бежит вокруг лавки, занимает свободное место)

III. Подведение итога.

Ведущий.

Вот и подходят к концу наши посиделки. Сегодня мы чуть больше узнали о чем?

(Частушках, потешках, скороговорках, загадках, сказках, играх)

Все это устное народное творчество.

- Молодцы, все без прикрас
Вы, обрадовали нас!