Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


 «Путаница»
(музыкальное занятие для детей 5-7 лет).

Цель: Активизация музыкальных способностей детей через вокальную деятельность.

Предварительная работа: Знакомство со сказкой К. Чуковского «Путаница».

Оформление: Центральная стена оформлена как небывалая страна. Деревья, на которых растут конфеты и самодельные инструменты, солнце внизу, цветы на небе, необыкновенные животные (например: заяц с крыльями и т.д.).

Дети свободно заходят в зал.

1. «Игра- приветствие» Т. Боровик (Муз. рук. № 4 2005 г.).

Цель: создать атмосферу сотворчества. Собрать внимание детей.

Педагог: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в сказочную страну. В этой стране растут удивительные деревья. Живут необыкновенные существа. Они разговаривают на непонятном языке. Даже музыкальные инструменты там необычные. Какие вы знаете инструменты? (ответы детей). А в этой стране они совсем другие. Хотите туда попасть? Но путь туда ни близок, ни далёк.

2. Фонопедические упражнения (по системе В. Емельянова).

Цель: развитие певческого «аппарата», осознание высокого и низкого регистров, активизация работы мышц, участвующих при пении.

Поезд подаёт сигнал, он стоять уже устал У в фальцетном режиме.
Набирает поезд ход, свою песенку поёт У-у-у
Ехали мы, ехали, на станцию приехалиВышли, посмотрели и в машину сели Выполнять образные движения
Мы в машину сядем, заведём мотор лабиовибрант
Повезёт машина нас за большой бугор лабиовибрант
Проезжали косогор, у неё заглох мотор лабиовибрант
Завели мотор скорей и поехали быстрей лабиовибрант
Ехали мы, ехали, в зоопарк приехали  
Здесь река, где много ила, и слышна песня крокодила штро-бас
Нет у бедного друзей, ищет он их много дней штро-бас
Крокодил лишь слёзы льёт пальцами хлопать по щекам
Хриплым голосом поёт штро-бас
Мартышки на лиане висят, тонким голосом пищат Ха-ха–ха в фальцетном режиме
Раздаётся из болота грозный голос бегемота Ха- ха - ха в грудном режиме
Он болото стережёт, низким голосом поёт Ха- ха - ха в грудном режиме
Слоник песенки любил, слоник хоботом трубил Петь н-н-н
Песня в хоботе нашлась, нам по голосу пришлась Петь н-н-н
А из-под куста шипуля за ногу тяпуля штро-бас
Большими глазами глядит и страшным голосом гудит штро-бас
Мы от страха задрожали лабиовибрант
А потом как завизжали взвизгивание
И все в месте побежали лёгкий бег
Встали, постояли, музыку сыграли (любой ритм) хлопки
И устали (дети ложатся на ковёр) ш- ш - ш Снятие голосовой усталости

Педагог: Настала тишина и, будто бы во сне, неслышно дети идут по сказочной стране.

3. «Раздумье» Майкапар - слушание пьесы, релаксация.

Педагог: Детишки, хватит спать, пора вставать.

Открывается занавес, дети видят неведомую страну. Под музыку забегает Шалтай - болтай.

Шалтай-болтай: Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки как мюмзики в мове.

Педагог: Здравствуйте. Вы кто?

Шалтай-болтай: Я Шалтай - Болтай.

Педагог: Извините, пожалуйста, а вы не могли бы нам рассказать, о чём вы сейчас говорили. Мы ничего не поняли.

Шалтай-болтай: Что ж тут непонятного? Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки как мюмзики в мове. Понятно?

Педагог: Понятно. Что такое варкалось?

Шалтай-болтай: Это когда пора варить обед.

Педагог: А хливкие?

Шалтай-болтай: Это хлипкие и ловкие.

Педагог: Да, теперь понятно. А кто такие шорьки?

Шалтай-болтай: Это помесь барсука, ящерицы и штопора. Они вьют гнёзда и едят сыр.

Педагог: А что такое пырялись?

Шалтай-болтай: Это же совсем просто. Прыгали, ныряли и вертелись. Нава - это значит немножко направо, налево и назад. Хрюкотали - это хрюкали и хохотали. Теперь понятно?

Педагог и дети: Да.

Шалтай-болтай: А мне теперь не понятно. Зачем вы сюда пришли?

Педагог: Мы хотели посмотреть на дерево, на котором растут необычные музыкальные инструменты.

Шалтай-болтай: Ишь, чего захотели. Сначала нужно со мной в мою любимую игру поиграть, а потом чепуху рассказать, а уже потом про дерево спрашивать.

Педагог: А какая твоя любимая игра?

Шалтай-болтай: Конечно же, Шалтай-Болтай. Поиграем?

4. «Шалтай-Болтай» - коммуникативная игра.

Цель: развитие творческого воображения, расслабление мышц.

Шалтай – болтай сидел на стене. Согнувшись вперёд, покачивают расслабленными руками.
Шалтай – болтай свалился во сне. Приседают или падают на пол.
И вся королевская конница, и вся королевская рать Шагают, высоко поднимая колени.
Не может Шалтая, не может болтая Показывают, как тянут что – то тяжёлое.
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая, Шалтая-болтая собрать! Падают на пол без сил.

Шалтай-болтай: Вот это мне понравилось. А чепуху знаете?

5. «Чепуха» - речевая игра. Т. Тютюнникова «Потешные посиделки»

Цель: развитие внимания, фонематического и ритмического слуха.

Шалтай-болтай: А когда чепуха надоест, нужно взять пилу и распилить её.

6. «Пильщики» - вокальная распевка. О.Боромыкова

Цель: развить частоту интонирования, формирование певческих гласных.

Во время распевки у Ш.Б. падают спички.

Педагог: Шалтай, у тебя спички упали. Зачем ты их с собой носишь?

Шалтай-болтай: Как зачем? Для забавы, для игры. Это же весело. Раз-два, раз-два, горит трава. Я стал под дерево и жду. И вдруг граахнул гром. Летит ужасный Бармаглот и пышает огнём.

Педагог: Ты разве не знаешь, что может случиться, когда со спичками играешь?

Шалтай-болтай: Да ничего страшного не случится.

Педагог: Вот садись сюда и послушай, мы тебе расскажем.

7. «Путаница» - опера-малышка. Н. Гильчонок

Цель: выработка хорошего унисона, чистого интонирования, эмоционального исполнения.

Дети: Для забавы, для игры спичек в руке не бери,

Не шути, дружок, с огнём, чтоб не пожалеть потом.

Для забавы, для игры, лучше с нами ты спляши.

8. «Весёлые дети» л.н.м. - танец (любой танец по выбору педагога).

Цель: эмоциональное исполнение танца, развитие координации движений, коммуникативности.

Шалтай-болтай: Весело с вами было. Так и быть, покажу вам это дерево. Смотрите: шуршалки, скрипелки, стучалки, звенелки, дуделки. Я вам их дарю. А вот это - вкусные объеделки (конфеты).

Педагог: Спасибо! Объеделки мы в группе скушаем. А вот на шуршалках, скрипелках мы научимся играть, устроим концерт и обязательно пригласим тебя в гости.

Шалтай-болтай прощается и уходит.

Педагог: Вот и побывали мы с вами в сказочной стране. Интересно вам было?

(педагог вместе с детьми подводит итог занятия и приглашает всех в группу).