Информационные технологии на уроках окружающего мира. Урок по теме "Петр Великий". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах;
  • развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать и делать выводы;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

Мы продолжаем путешествие по страницам истории нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

- Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVІІ века.

- Что такое народное ополчение?

- Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, что они сделали для спасения отечества?

- Где и на какие деньги был поставлен памятник Минину и Пожарскому ?

- Какой праздник мы отмечаем в честь победы над поляками?

- В каком году род Романовых был избран на царский престол?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня познакомимся с царём Петром І из рода Романовых, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление. Тема урока “Пётр Великий”. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему Петра І назвали Великим”

(Слайд 1. Презентация)

4. Работа над новой темой.

Петр І стал царём в 1682 году, когда ему было всего 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16.

(Слайд 2)

Иван был очень болезненным, Пётр - слишком юным, поэтому государственными делами заправляла его старшая сестра Софья.

(Слайд 3)

Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

(Слайд 4)

Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

(Слайд 5)

Между приближёнными царя – боярами и дворянами - постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…

(Слайд 6)

Пётр был очень любознательным. Большой интерес он проявлял к наукам. Но с особенным увлечением обучался военной премудрости. Из своих сверстников юный царь образовал “потешные” полки.

Но со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приёмов боя, а потешные полки – в грозную силу и верную опору царя. С них и началась новая регулярная русская армия.

(Слайд 7)

Петра I с детства интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, потом на прудах в Преображенском он нашёл ботик (маленькое парусное судно).

Его отремонтировали, сделали мачту, сшили парус. На нём он учился ставить мачту, поднимать и убирать парус. Потом он научился строить и корабли.

(Слайд 8)

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник.

Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: “ Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов – на самом деле русский царь. Пётр І, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.

(Слайд 9)

Пётр понял, что России нужен свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы. 20 октября 1696 года Боярская дума вынесла решение: “Морским судам быть”. Эту дату и считают днём рождения российского военно-морского флота. И в России был создан мощный российский флот.

А “дедушка русского флота” - неказистый ботик, на котором царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.

Путешествуя по Европе, Пётр І изучал оружейное дело, посещал фабрики, школы, музеи.

- Как вы думаете, для чего он это делал?

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди.

(Слайд 10)

“Я в учении нуждаюсь и в учителях”, - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

(Слайд 11)

В декабре 1699 года Пётр І издал указ о праздновании Нового года 1 января. В домах, на улицах ставить украшенные елки, сосны или ветки от них и организовывать огненные потехи (фейерверки)

(Слайд 12)

17 января 1700 года вышел указ Петра І об обязательном ношении в России европейской одежды. Бояре и дворяне должны были сменить всю одежду на европейскую, в которой легко было ходить и работать. Всем боярам и дворянам приказано было сбрить бороды, а также приказано носить парики. Их надевали и мужчины, и женщины. Особенно это касалось придворных и вельмож.

(Слайд 13)

Пётр приказал учить английский, французский и немецкий языки и разговаривать на них в обществе. Детей бояр и дворян отправил учиться в Европу разным наукам.

В Россию он пригласил из Европы работать инженеров и учёных.

(Слайд 14)

При Петре І Россия сделала большой шаг вперёд. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени. Открывались школы, училища, где давались элементарные знания грамоты и счёта, в разных городах возникли навигационные, артиллерийские, инженерные школы, Морская академия и Академия наук. Пётр издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если они не имели свидетельства об окончании какого-либо учебного заведения.

(Слайд 15)

Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами.

(Слайд 16)

На отвоеванном побережье была построена новая столица – Петербург.

5 .Чтение по учебнику на стр. 98.

(Слайд 17)

Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Александро-Невская лавра

Невский проспект

Кунсткамера

Пётр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра І превратилась в великую державу.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

(Слайд 18)

В Санкт-Петербурге стоит памятник Петру І.

А.С.Пушкин писал:

“Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье.
Не презирал страны родной, он знал её предназначенье”.

6. Работа в рабочей тетради.

Стр.33 № 2.

Прочитайте и выберите правильный ответ

Стр. 36 № 5.

Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина

О чём идёт речь?

7. Закрепление изученного материала.

- Что нового узнали о Петре І?

- Какие перемены произошли в России при Петре?

- Какой город был построен Петром ?

- Для чего Пётр делал преобразования в России?

8. Итог.

- Почему его назвали “Великим”?

9. Д/з. Прочитать текст на стр. 94-100, ответить на вопросы.