Окружающий мир в 3-м классе. "Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить знания о трех состояниях вещества (воды); сформировать представление о круговороте воды в природе; формировать экологическое мышление; понимание необходимости сохранения чистоты воды людьми планеты; продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к сохранению чистоты водных ресурсов на Земле.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, карточки, кроссворды, детские презентации и буклет, рисунки.

Ход урока

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

Чудесная жидкость на свете вода.
Она никому не приносит вреда.
Ты утром встаёшь и идёшь умываться.
Вода помогает здоровым остаться!
(Ирина Катина)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о воде, закрепим знания о трех состояниях воды, так же узнаем много интересного о ней, будем защищать презентации и буклет, поговорим об экологии природы и ее охране, а в конце урока сделаем выводы.

- Что такое вода? (Вода – это самый нужный минерал. Полезное ископаемое.)

- А где хранится это ископаемое?

В каком состоянии она бывает в природе? (Твердом, жидком, газообразном.)

- При подготовке д/з группа ребят подготовили презентацию и сейчас представят свою защиту.

II. Проверка д/з

А) Инсценирование сказки (Хмара Таня, Заболотный Алеша, Бузина Настя, Дмитриев Андрей).

Три состояния вещества.

Собрались как-то Орёл, Щука и фигуристы-спортсмены и заспорили о том, какое вещество на свете лучше.

ФИГУРИСТЫ. Наше вещество твёрдое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится, - душу радует.

ЩУКА. А я люблю текучее, жидкое вещество. Оно такое упругое.

ОРЁЛ. Мне нравится такое же белое вещество, как я сам. Оно такое лёгкое, воздушное, как мои перья. Я часто вижу его у своего гнезда высоко в горах.

- О каких веществах идет речь? (Ответы детей: лед, вода, облако.)

Б) Защита детской презентации «Всегда ли вода жидкая?» (Кадюзба П., Кручинина Н.)

Защита презентации (Приложение 1).

  1. Наша презентация посвящена исследованию темы: «Всегда ли вода жидкая?»
  2. Авторы презентации: Кадзюба Петя, Кручинина Настя, Хмара Таня, Бузина Настя, Заболотный Алеша.
  3. Перед нами была поставлена цель: «Узнать, всегда ли вода жидкая?»
  4. Поэтому мы решили провести свои исследования:
    - Мы налили воду в стакан. Поставили его в морозильную камеру. Когда на поверхности появились льдинки, мы измерили температуру воды.
    – Из чего мы сделали вывод: вода замерзает при температуре и превращается в лёд, значит лёд – это вода в твёрдом состоянии.
  5. Следующий опыт мы провели с чайником. Налили в него воду, довели до кипения и увидели, что над носиком кипящего чайника появился пар.
    – Отсюда мы сделали вывод, что вода при кипении превращается в пар, а значит пар – это вода в газообразном состоянии.
  6. Следующим слайдом мы показали воду в каких состояниях вода существует в природе.
  7. Выводом нашей презентации стало то, что вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
  8. Используемые ресурсы.

Спасибо за внимание!

1 слайд

Тема: «Всегда ли вода жидкая?»

Авторы: Кадзюба Петя, Кручинина Настя, Хмара Таня, Бузина Настя, .

2 слайд

Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.

Цель проекта: узнать, всегда ли вода жидкая?

3 слайд

Наши исследования:

Мы налили воду в формочки. Поставили их в морозильную камеру. Когда на поверхности воды появились льдинки, мы измерили температуру воды.

Вывод: вода замерзает при температуре 0° С и превращается в лёд. (твёрдое состояние воды).

4 слайд

Мы налили в чайник воду, довели её до кипения. И увидели, что над носиком кипящего чайника появился пар.

Вывод: вода при кипении превращается в пар. (Газообразное состояние воды.)

5 слайд

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.

Вывод: вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

6 слайд

Использованные ресурсы.

- Итак, назовите еще раз 3 состояния воды, в которых может быть вода. (Вода есть повсюду: водоёмах, на высоких горах, у полюсов. Даже человек состоит из 80 % воды. Если человек весит 50 кг, то 40 кг его веса составляет вода.)

III. Новая тема

- А ещё, ребята нашего класса, готовя д/з нарисовали рисунки.

- Что вы видите на рисунках? как одним словом назвать эти явления природы? (Осадки.)

- Осадки – это тоже вода.

А) - В старину людей интересовал вопрос: «Откуда берется дождь?»

Может быть, на небе тоже есть море, озеро или река? Раньше люди так и думали. Так откуда же берется вода, которая льется с неба?

- Группа ребят исследовала эту проблему. предоставим им слово.

ФИЗМИНУТКА.

Б) Защита детской презентации.

Защита презентации. (Приложение 2)

  1. Наша группа работала над темой: «Почему море никогда не переполняется?»
  2. Авторы презентации перед вами.
  3. Цель презентации: узнать о движении воды в природе.
  4. Поэтому мы провели некоторые исследования. Над пламенем спиртовки мы стали нагревать воду. Над водой закрепили тарелку со льдом. Вскоре мы увидели, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)
  5. Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капе5льки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту.
  6. Как мы с вами сейчас узнали, круговорот воды происходит и в природе.
  7. В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда;
    То в снег превратится, то в лёд,
    Растает, и снова в поход!
  8. Закончить наше исследование хотелось выводом, что вода постоянно совершает круговорот:
  9. Испарятся с поверхности земли
  10. Образует облака
  11. В виде осадков возвращается на землю.

Спасибо за внимание!

1 слайд

Тема: Почему море никогда не переполняется?

Авторы.

2 слайд

Безмолвное море, лазурное море,
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

Цель: узнать о движении воды в природе.

3 слайд

Наши исследования:

Над пламенем спиртовки мы стали нагревать воду. Над водой закрепили тарелку со льдом. Вскоре мы увидели, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать вниз.

Вывод: вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают.
Получился круговорот воды.

4 слайд

Круговорот воды происходит и в природе. Вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

5 слайд

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда;
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!

6 слайд

Используемые ресурсы.

- Вы посмотрели презентацию, ответьте на вопрос: «Почему море никогда не переполняется?» (Потому что постоянно происходит круговорот воды.)

- А вода откуда берется, которая льется с неба? (Вода испаряется, образует облака, в виде осадков возвращается на землю).

В)

- А теперь узнаем, что думают авторы по нашей теме.

- Открыли учебник с. 86

  • Чтение вслух
  • Чтение глазами (- Ответьте на первый вопрос.)
  • Ответы на вопросы с. 86
  • Работа по картинке с. 86

- У вас на столе лежат карточки. Покажите как происходит круговорот воды в природе.

Карточка №1

См. приложение 3.

Вывод: солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.

- Продолжи цепочку: пар поднимается вверх – остывает – пар переходит в воду - …? (Остаётся в небе.)

- Почему мы так много говорим? (Потому, что без воды нет жизни на Земле.)

- Какую воду мы пьём? (В Бузулуке строятся очистные сооружения. Воды на Земле мало, её надо беречь, зря не лить.)

- Откуда берут воду для питья? (Скважины, речки, водозаборы.)

- На сегодняшнем уроке мы с вами увидели, что воды на нашей планете много, но главную роль в жизни каждого из нас играет пресная вода. А ее запасы уменьшаются. В некоторых странах ее не хватает даже для питья. в нашем городе тоже есть проблема с питьевой водой, ее надо очищать, в этом вы убедились выполнив в домашних условиях опыт с марлей (ржавчина).

Г) Показ буклета

Аннотация.

Буклет. (Приложение 4)

В нашем буклете мы поставили проблемный вопрос, который не оставит ни одного бузулучанина равнодушным: «Как спасти речку Бузулук?»

Цель, которого: выяснить, почему загрязняются водоёмы.

Поэтому наша группа была разделена ещё на две подгруппы. Одна подгруппа выяснила, что загрязняют наши водоёмы промышленность и сельское хозяйство. Вторая подгруппа выяснила, что больше всего загрязняют сами бузулучане, отдыхая на берегу реки, они оставляют мусор после себя, летом моют машины у реки, собирают ракушки, которые являются «фильтрами» воды.

Выводы, которые мы сделали: загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускать должны только через очистные сооружения. Каждый человек должен не только охранять воду от загрязнений, но и бережно её расходовать.

Спасибо за внимание!

IV. Итог урока

А) – Какие учебные задачи решали на уроке? (Защищали проекты, буклет, выяснили как получается круговорот воды.)

- Назовите еще раз 3 состояния воды, в которых может быть вода. (Жидкое, твердое, газообразное.)

- Так откуда же берется вода, которая льется с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)

- Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)

- Что помогает круговороту воды в природе? (Солнце, движение воздуха помогают круговороту воды в природе.)

Б) Выставление оценок.

В) Д/з с. 86, ответить на вопросы, разгадать кроссворд

  1. Без крыльев летит,
    Без ног бежит,
    Без паруса плывет.
  2. Вот по небу мчится конь –
    Из-под ног летит огонь.
    Конь копытом бьет могучим
    И раскалывает тучи.
  3. Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко -
    Стало видно далеко.
  4. Зимою на дворе растет белою горою.
    Но исчезает без следа весеннею порою.
  5. Вечером родится,
    Ночь живет,
    Утром умирает.
  6. Речка бежала,
    Упала с горы.
    Это явление ты назови.
  7. Не вода, не суша -
    На лодке не уплывешь
    И ногами не пройдешь.
  8. Кругом вода,
    А с питьем беда.
  9. Растет она вниз головой.
    Растет не летом, а зимой.
    Но солнце ее припечет -
    Она заплачет и умрет.
  10. По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые,
    И бывает иногда:
    Из мешков течет вода.
  11. Кто он, сказочный герой,
    Жизнь свою связал с водой?
  12. Зеркало большое
    Средь полей лежит.
    Небо отражает,
    Землю украшает.
  13. В огне не горит
    И в воде не тонет.
  14. Кто Великий Умывальник,
    Умывальников Начальник?
    Кто мочалок Командир?

Ответы на кроссворд «Вода в природе».

  1. Облако.
  2. Гроза.
  3. Туман.
  4. Сугроб.
  5. Роса.
  6. Водопад.
  7. Болото.
  8. Море.
  9. Сосулька.
  10. Туча.
  11. Водяной.
  12. Озеро.
  13. Лед.
  14. Мойдодыр.

Ключевое слово: круговорот воды.

V. Это интересно

  • Если бы весь водяной пар, содержится в атмосфере, выпал бы на землю в виде дождя, то на всей суше образовался бы слой воды толщиной в 1 метр. Но, к счастью, на землю в виде дождя и снега выпадает далеко не весь атмосферный водяной пар.
  • Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее драгоценным ископаемым». А где хранится это ископаемое? Вода есть повсюду: водоёмах, на высоких горах, у полюсов. На глубине до 1 км в земной коре хранится более 4 млн. кубических километров воды. А над каждым квадратным километром поверхности Земли висит в среднем около 20 тысяч тонн воды в виде пара.

- Продолжи цепочку: Пар поднимается вверх – остывает – пар переходит в воду - … ?

Приложение 5