Урок по информатике по теме "Алгоритм"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  2. Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля.
  3. Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
  • Ввести понятие алгоритма;
  • Ознакомить с основными свойствами алгоритмов;
  • Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, карточки.

План урока:

  1. Вхождение в учебную деятельность.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа на ПК.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Вхождение в учебную деятельность.

Создание положительного эмоционального настроя на работу (звучит музыка).

Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все « замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Подарите мне улыбку. Я сегодня с вами, я помогаю вам, у вас все получится. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку.

2. Изучение нового материала.

Введение в тему урока.

Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока (на доске нет темы урока, учащимся раздают карточки, предварительно сформированы группы). (Приложение 2).

Целеполагание, постановка учебных задач (учащиеся сами ставят цели, учителю необходимо более конкретно сформулировать мысли школьников).

Колесо истории

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.) (Приложение 1. Слайды 2,3, 4).

Упражнение на релаксацию

Из головы идет тоненькая серебристая нить, на конце её маленький огонечек. Направьте его на тот орган, который устал, который вы хотите расслабить. Расслабьтесь.

Алгоритмы в нашей жизни

Алгоритм- это последовательность действий, которые требуется, выполнить, чтобы получить нужный результат. Алгоритм состоит из команд или, иначе, шагов (привести пример « рецепт бутерброда»). (Приложение 1. Слайд 5).

Информационная минутка

  • Где по вашему мнению вы встречались с алгоритмом в жизни?

В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся.

Исследовательская работа

(Напомнить правила правильной посадки во время работы.) (Приложение 1.Слайд 6).

Сейчас мы будем исследовать свойства алгоритмов.

Первое свойство - это результативность (учащимся в группах раздаются карточки «Пройди лабиринт», им необходимо выполнить алгоритм и прийти к результату, т.е. они узнают первое свойство алгоритма). Результативность означает получение требуемого результата за конечное число шагов (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое результативность) (Приложение 3. Приложение 1. Слайд 7).

Физкультминутка (музыкальное сопровождение).

Поднимает руки класс - это раз.
Покачали головой, потянулись вверх слегка - это два.
А теперь замри - это три.

Второе свойство - пошаговость (с помощью мультимедийного проектора воспроизвести алгоритм посадки дерева в парке (преднамеренно убрать один шаг, учащиеся, работая в парах должны заметить недостающее действие). Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущего (учащиеся пытаются сами дать определение, что такое пошаговость.) (Приложение 1.Слайд 8,9).

Третье свойство - определенность (на экране мультимедийного проектора учащимся предлагается ряд геометрических фигур, с помощью, которых им в тетрадях необходимо нарисовать дом). Вывод: у учащихся получились разные рисунки, т.к. действия не были точно определены.) (Приложение 1. Слайд 10.)

Четвертое свойство-понятность (учащимся выдаются рисунки с алгоритмом « Пришей пуговицу», учащимся необходимо алгоритм описать словами, затем воспроизвести на экране правильный ответ- самопроверка.) (Приложение 4). (Приложение 1.Слайд 11).

Пятое свойство - массовость (учащимся раздаются карточки с текстовой информацией, им предлагается ответить на вопрос). (Приложение 5).

3. Работа на ПК

Напомнить учащимся о правилах работы за компьютером.

Задание

Учащимся необходимо последовательно соединить детали рисунка, затем его раскрасить (рисунок задан в графическом редакторе Paint).

4. Домашнее задание

(В домашнее задание включено два задания).

1. Знать свойства алгоритмов и определение, что такое алгоритм.

3. Выполнить команды одна за другой без ошибок (составить алгоритм). (Приложение 6).

5. Подведение итогов

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

  • Получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению.
  • Разобрали, что такое алгоритм.
  • Познакомились с основными свойствами алгоритмов.
  • Физкультминутка. Отдохнули.