Программа "Народоведение" (факультативный курс 2–4-й классы)

Разделы: Начальная школа


“ Любовь к отечеству дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека…..”
К.Д.Ушинский.

Факультативный курс “ Народоведение” посвящен изучению истории, традициям, культуре русского народа.
Воспитывать учащихся на традициях русской культуры необходимо потому, что 97,1% учащихся региона – русские.
Современный учитель, признавая неизбежность реформирования, должен всегда указывать на идеал тысячелетней культуры, идеал, связанный с поиском красоты, добра и правды. Русская культура в руках педагога позволяет привить учащимся нравственные качества.
На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. Потому что народ, умея трудиться, умел веселиться.
Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою беспереспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по– новому . Праздник хранит историю времени и народа. Меня привлекает материал факультатива, его неисчерпаемые возможности.
Постепенно накапливая материал о своем родном крае, я стала знакомить с ним детей, которые проявили в нем большую заинтересованность. Ребята в свою очередь, поддерживая меня, не давали останавливаться, а требовали идти дальше. Незабываемые впечатления оставляют у детей самостоятельно подготовленные праздники, экскурсии в краеведческий музей, где они узнают историю поселка, знаменитых людей края, игрища, когда дети строят снежные крепости, новыми глазами смотрят на лапту и другие игры.
До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры.
С первого класса дети включаются в поисковую работу, которая требует внимания, ответственности и развития эстетического вкуса. Увлечение ребят моим факультативным курсом привело их к идее изменить оформление класса. Они предложили превратить его в “ музейный сад”. В оформлении приняли активное участие не только дети, но и родители. Занятия факультатива сильно меняют детей, их развитие, поведение, чувства, отношения друг к другу и окружающим, они новыми глазами смотрят на мир. Но сколько еще неизведанного в этом мире прошлого и настоящего.
Я изучила имеющуюся государственную программу “ Введение в народоведение” М.Ю Новицкой, апробировала ее. Результатом моей деятельности стала разработка и написание собственной программы данного факультативного курса. Эта программа создавалась при совместных действиях родителей, детей и учителя, при постоянном изучении потребностей детей, при корректировке и накоплении материала.

Целью курса является: прививать интерес детей к русской культуре и ее традициям; ознакомить с историей славянского народа; развивать творческие способности в области прикладного искусства.
Задачами курса стали: познакомить детей с историей славянского народа, их жизнью бытом и местом в этой истории Новгородского края; формировать уважение к своему народу, его традициям, его культуре; развивать умения самостоятельно создавать изделия народных промыслов, одежду славян, формировать потребность к самопознанию и саморазвитию.
Этот курс закладывает основу знаний детей об истории славянского народа, развитии Новгородского края, своего поселка, об истории и развитии декоративно– прикладных промыслов. Этот курс связан с изобразительным искусством (роспись игрушек, создание народного костюма по эскизу, создание славянской одежды и оружия по рисунку и т.д), с географией Новгородской области (изучение исторических мест области и сбор материалов), с музыкально-трудовой деятельностью.
Мой факультативный курс рассчитан на 3 года программного материала, и каждый год имеет итоговую поисковую работу, которая ведется весь год. В отличии от государственной программы этот курс составлен с учетом регионального и местного компонента.
К концу каждого года обучения дети должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.

К концу 1 года обучения дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов
(ткачество, глиняная игрушка и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
К концу второго года обучения дети должны знать исторические места Новгородской области, традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру, хоровод, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных программой, владеть навыком плетения из бересты, ткачеством, создавать лоскутные одеяла, исполнять народные песни.
К концу 3 года обучения дети должны знать исторические основы о древних славянах, о традиции построения славянского жилища, о всех видах одежды, оружия славян, уметь различать виды одежды и оружия славян, получать навык самостоятельного изготовления славянской одежды.
**Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.

Учебно-тематический план курса

1 год обучения

№ п/п Кол-во часов Тема Оборудование
  Тема: Малые разделы русского фольклора (14ч)  
1-2 2 ч Введение в курс народоведение. Тайны народной игры. Книги с народными играми
3-4 2 ч Русская народная затейница. “Иван, Иван, вырывай бурьян!”  
5-6 2 ч Загадка, открой свою тайну! Считалки, потешки  
7-8 2 ч Волшебная сила русской сказки. Осенины.  
9-10 2 ч Учим старинные задачи, игры Строим бабу снежную (о зимних играх)  
11-12 2 ч Тайна деревянной и глиняной игрушек Глина, замазка
13-14 2 ч Урожай собирай, короб подставляй (праздник урожая)  
  Тема: Христианские праздники (12ч)  
1-2 2 ч Зимние святки. Дед Мороз  
3-4 2 ч Колядки, колядки! Рождественский сочельник Песенки-колядки
5-6 2 ч Ох, блины блиночки, масляны бочечки! Блины с рецептами
7-8 2 ч Вербный базар Дары вербного базара
9-10 2 ч Пасха и ее обычаи пасхальный стол. Блюда пасхального стола
11-12 2 ч Экскурсия в краеведческий музей  
  Тема: Семья великая (10 ч)  
1-2 2 ч Величаем свою семью Совместно с родителями
3-4 2 ч Русь великая (дом, семья, деревня) Быт крестьянской семьи Бытовые предметы старинной избы
5-6 2 ч О чем расскажет народный костюм. Создание деталей русского костюма. Ткань для костюма, детали костюма
7-8 2 ч Дом крепок стенами (создание модели избы) Деревянные заготовки, картон
9-10 2 ч Поисковая работа : мир моей семьи альбом
  Тема: Тысяча предметов в доме. Откуда они? (28 ч)  
1-2 2 ч Как пришел к нам утюжек? Утюги разной модификации
3-4 2 ч Звонче голос колокола (валдайский колокольчик) Колокольчики, фото
5-6 2 ч Его величество вилка вилки
7-8 2 ч Викторина: Ох, странные это предметы Викторина
9-10 2 ч Ткем и вышиваем Нити, мини станок
11-12 2 ч Посуда из дерева и глины Глина, деревянные ложки, плошки
13-14 2 ч Русские традиции в деревянной посуде Посуда
15-16 2 ч Русские традиции в глиняной посуде Посуда
17-18 2 ч Русские традиции в игрушках Игрушки
19-20 2 ч Праздник русской игрушки сценарий
21-22 2 ч Духовые народные инструменты  
23-24 2 ч Раз струна, два струна Гусли
25-26 2 ч Ударим в барабаны барабан
27-28 2 ч Викторина об инструментах викторина

2 год обучения

№ п/п Кол-во часов Тема Оборудование
Тема: Крестьянские традиции (18 ч)
1-2 2 ч Пирком, да за свадебку.
3-4 2 ч Черти бегают по кругу
5-6 2 ч Воспитывай лаской Колыбельная песня
7-8 2 ч Мифические существа, населяющие крестьянскую избу
9-10 2 ч Хоровод вожу, на людей гляжу хороводные песни
11-12 2 ч Ах шей ты мне матушка красный сарафан
13-14 2 ч Сама болезнь скажет что хочет . Лучший доктор лекарственные травы Заговоры
15-16 2 ч Праздник о лекарственных травах
17-18 2 ч Русская печка-матушка
Тема Наша земля Новгородская (16 ч)
1-2 2 ч Господин Великий Новгород Храмы Новгорода
3-4 2 ч Былины древней Руси
5-6 2 ч Исторические места Старой Руссы Чудово Малой Вишеры
7-8 2 ч Исторические места Боровичей Любытино Пестово
9-10 2 ч Как развивалась Хвойная? Памятные места Хвойной
11-12 2 ч Звон Новгородской посуды Русские традиции в промыслах Новгородчины.
13-14 2 ч Исторические места Крестц Демянска Шимска
15-16 2 ч В каждой деревушке свои игрушки Обычаи деревни
Тема С пирком да по праздникам (14 ч)
1-2 2 ч 12 ноября Птичкина работа
3-4 2 ч Хлеб всему голова
5-6 2 ч Матушка Покрова
7-8 2 ч Святочные посиделки Как празднуют Рождество за границами России
9-10 2 ч Прощай зима (заклички) масленица
11-12 2 ч Вербная ярмарка
13-14 2 ч Празднование Христианской Пасхи
Тема Промыслы Новгородчины(18 ч)
1-2 2 ч Ткем, прядем, вяжем Основы ткачества
3-4 2 ч Распрощаемся с певцами заливистыми Свистульки
5-6 2 ч Береста певучая Береста ножички
7-8 2 ч Что скажет старинная прялка Прялки, нить кудель
9-10 2 ч Крестецкая строчка Нити, мини станок
11-12 2 ч Новгородская игрушка глина
13-14 2 ч Заиграй гармонь частушку вольную гармонист
15-16 2 ч Хвойнинские лоскутные одеяла Лоскуты, нити, иглы, чертежи
17-18 2 ч Поисковая работа по заданиям.

3 год обучения

№ п/п Кол-во часов Тема Оборудование
  Тема Мировое древо славян (10 ч)  
1-2 2 ч Мать Земля и отец Небо. Славянские боги  
3-4 2 ч Домовой, дворовой. Лес и леший. Рисунки,журналы
5-6 2 ч Хлеб вода и водяной. Кузница и мельница Рисунки, музейные экспонаты
7-8 2 ч Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя  
9-10 2 ч Взросление. Коса и борода. Звездный мост(погребение)  
  Тема Жилище (8 ч)  
1-2 2 ч Места добрые и недобрые.

Выбор места у славян для дома и селения

Макет дома
3-4 2 ч Без Троицы дом не строится

Легенды о постройках дома

легенды.
5-6 2 ч Новоселье Красный угол  
7-8 2 ч В едином хлебе  
  Тема Прядение и ткачество (12 ч)  
1-2 2 ч Локти свои утверждает на веретено Практическое занятие Лен, конопля, крапива
3-4 2 ч Лен конопля Крапива. Пробное изготовление нитей Изготовление нити
5-6 2 ч Шерсть “потворин пряслень” шерсть
7-8 2 ч Тесьма ленты пояса ленты
9-10 2 ч Кросна Ткацкий стан Ткацкий станок в музее
11-12 2 ч Узорное плетение Крашение ткани  
  Тема Одежда (18 ч)  
1-2 2 ч Бабушкины сундуки славян  
3-4 2 ч По одежде встречают Одежда, риза, порты одежда
5-6 2 ч Детская одежда Практическое занятие Ткань нити
7-8 2 ч Рубаха Отдельные традиции в оформлении ворота и рукава рубаха
9-10 2 ч Штаны пояс Изготовление поясов Штаны, пояса
11-12 2 ч Обувь Лапти кожаная обувь ритуальная лапти
13-14 2 ч Головные уборы славян Головные уборы
15-16 2 ч Верхняя одежда славян  
17-18 2 ч Украшение: Браслеты перстни бусы Практическое изготовление Бусины, бисер
  Тема Оружие (16 ч)  
1-2 2 ч Справедливый меч  
3-4 2 ч Сабля кинжал и боевое нож рисунки
5-6 2 ч Копье и боевой топор  
7-8 2 ч Булава палица дубина Музейные экспонаты
9-10 2 ч Кистень  
11-12 2 ч Лук и стрелы Боевое использование  
13-14 2 ч Кольчуга щит и шелом злаченый  
15-16 2 ч Итоговая поисковая работа  

Литература

  1. “Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.
  2. Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.
  3. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
  4. С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.
  5. З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб., “Кристалл” 1997 г.
  6. В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  7. М. Нагибина, “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  8. О. Карпов, “Веселый меридиан”, Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997 г.
  9. Т. Кабинетская, “Традиционные русские праздники в нач. школе”, Псков, 1996 г.
  10. А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.
  11. С. Шмаков, “Нетрадиционные праздники в школе”, Москва “Новая школа”, 1997 г.
  12. И. Панкеев, “Русские праздники”, Москва, 1998 г.
  13. Т. Тарабина, “Пословицы поговорки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  14. Т. Тарабина, “Тысяча загадок”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
  15. В. Степанов “Русские пословицы и поговорки в играх”, АСТпресс Москва, 1998 г.