Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме

Разделы: Русский язык


Задание части 1 ГИА звучит следующим образом:

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения — не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Разработаем алгоритм действий, который поможет выполнить данное задание.

Приложение 1. Презентация.

  1. Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять.
    И наша работа по подготовке к изложению – это работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.
  2. После первого прочтения определите тему, основную мысль и структуру текста. Запишите тезисы, которые запомнили.
    Отрабатывать этот шаг можно не только на уроках развития речи. Любой этап урока может содержать задания такого рода: “Определите тему и основную мысль текста”.
  3. При повторном чтении исходного текста определите микротемы текста, их количество и смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в тексте.
  4. Помни: главное не исказить основное содержание текста. сжатое изложение – это не выборочное изложение.

В критериях оценивания изложения (ИК2) сказано:

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
1
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
0

Я предлагаю дидактический материал по отработке приёмов сжатия исходного текста.

Таким образом, каждый приём можно отрабатывать не только на уроках развития речи, но и на других типах уроков. Например, приём обобщения уместно рассмотреть при изучении темы “Однородные члены предложения”, а приём упрощения – при изучении тем “Синтаксис простого предложения” и “Синтаксис сложного предложения”.

Приложение 2.

Важным этапом написания сжатого изложения является моделирование. На этом этапе основным становится вопрос о том, как соединить содержание микротем в текст. На помощь приходят основные средства связи предложений в тексте.

Приложение 3.