Урок природоведения в 5-м классе "Как человек появился на Земле"

Разделы: География


Интегрирующая цель урока: Формирование у школьников способностей открывать страницы истории, биологии, постигать их смысл, ценность и актуальность.

Задачи урока:

  • способствовать формированию целостной научной картины появления человека на Земле;
  • повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности;
  • систематизировать и обобщить знания по рассматриваемой проблеме;
  • развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед ними задач.

Цели по линиям развития личности ученика:

Добиться того, чтобы ученики уяснили конкретные явления, указывающие на обособление человека из животного мира.

Историческое мышление: Выявить взаимосвязи между природными условиями существования первобытных людей, с одной стороны, ас другой - с развитием самого человека, совершенствованием орудий труда, общественной организации. Необходимо, чтобы ученики попытались поставить себя на место первых людей, которые обладали весьма небольшим набором средств для выживания в окружающей их природе.

Нравственное самоопределение. Дать возможность ученикам оценить с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческой стаи (стада).

Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение: Предоставить ученикам возможность высказать свою точку зрения по проблеме происхождения человека и создать условия для отстаивания разных точек зрения и уважительного отношения к каждой из них.

Концепция урока: В ходе урока воссоздаётся панорама в развитии знаний о том, как человек появился на Земле, знакомство с предками человека и их средой обитания и образом жизни.

Оборудование: картины и таблицы из серии “Происхождение человека”, рисунки учебника с.143-147, презентация “Древние предки человека”, мультимедийное приложение к учебнику “Природоведение”, фотографии наскальных рисунков, бюсты предков человека.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(Мы сегодня на уроке будем учиться выявлять взаимосвязь между явлениями, делать выводы, анализировать, самостоятельно добывать знания. Ну а сейчас понаблюдаем за погодой. (называются показания метеостанции))

2. Сообщение темы и цели урока (слайд 1).

Эпиграф урока:

“Мне необходимо разобраться самому!
А чтобы разобраться самому –
надо думать сообща”.
(Б.Васильев)

3. Вступительное слово учителя.

В некоторых приключенческих фильмах можно увидеть, как древние люди вступают в схватку с динозаврами и вообще живут на Земле одновременно с ними. Между прочим, кое-кто из ребят верит в это. На самом же деле ни один человек никогда не видел живого динозавра, потому что динозавры вымерли за много миллионов лет до появления на Земле человека.

Когда вымерли динозавры, вы уже знаете А первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет назад. Откуда же они взялись? Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. (Показ бюста обезьяны)

“Отличие человека и животных”

Обезьяна Человек
1. Передвижение на четырех “руках”.

2. Небольшой мозг

3. Возможность обдумывать свои действия по ходу самих действий и, как правило, в своих действиях использовать только готовые вещи.

4. Общение с помощью жестов и звуков.

5. Способность испытывать радость, чувство вины, привязанность.

6. Способность матери отдавать необходимую ей пищу ради своего детеныша.

1. Прямохождение.

2. Большой мозг.

3. Возможность предвидеть результаты своих действий, обдумывать их |(мыслить образами), изготавливать” новые вещи, необходимые для своих” действий (творческий труд).

4. Общение с помощью речи.

5. Способность испытывать угрызения совести, чувства дружбы и любви.

6. Способность человека жертвовать чем-то, необходимым ему самому, ради другого человека

Учитель: Какой признак или признаки вы считаете главными?

Ответ: может быть определен голосованием. Задача учителя - добиться того, чтобы среди обязательных человеческих признаков оказался труд-творчество и любое из интеллектуально-душевных качеств.

При необходимости можно напомнить ученикам, что такое труд. Зачатки трудовых процессов наблюдаются у некоторых высших животных, которые “трудятся” при помощи найденных или случайно поднятых палок и камней. Животные, даже самые высшие, способны, за редким исключением, только использовать готовые предметы или изменить форму предмета для того, чтобы использовать его только один раз. Иными словами, орудия труда они не изготавливают. При этом человек сначала создает проект будущего орудия у себя в мозгу и уже затем реализует то, что было создано “мысленно”.

4. Постановка проблемы урока. Человек принадлежит к животным (запись на доске).

Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на Земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, – наши родственники, но не предки. Считается, что у нас и у них были общие предки – скорее всего, вымершие дриопитеки (“древесные обезьяны”). (Зачитывается отрывок из учебника с.143)

Вывод: дриопитеки (“древесные обезьяны”). О них произошли две группы животных: современные обезьяны и обезьяночеловек - австралопитек.

Древнейший человек - человек умелый. (Презентация. Слайд)

- С какими трудностями должен был справляться человек каждый день, чтобы побеждать в борьбе за существование? (Защита отпалящего солнца, добывание пищи, защита от хищников)

- Какие особенности помогали ему бороться за выживание?

- Уменьшает ли перегрев прямохождение? (Схема)

- Уменьшает ли перегрев потоотделение?

- Помогает ли в охоте зоркое зрение, унаследованное от обезьян?

- Как помогает в охоте возможность встать во весь рост?

- В какое время суток охота могла быть более успешной для человека: ночью, когда охотятся другие хищники, или днем, в жару?

Вывод: человек в экосистеме саванн играл роль “полуденного хищника”.

Древний человек - человек прямоходящий. (Слайд)

Какими чертами человек прямоходящий (питекантроп) отличается от современного?

(В произнесении членораздельных звуков большую роль играют мышцы лица. Их развитие, а также развитие костных выступов, к которым они прикрепляются (подбородок, скулы, нос), определяют внешний облик человеческого лица)

Человек разумный - вид, к которому относимся мы с вами, - появился около 400 тыс. лет назад. (Слайд)

Человек разумный современного типа (кроманьонец). (Слайд)

Внешне неотличимый от нас, появился только 100 тыс. лет назад. Его особенностями ученые считают развитие многих элементов культуры. Что это значит? (Охота, сбор растений, приготовление пищи, изготовление одежды, жилища и изготовление орудий для этой деятельности)

Самостоятельное применение знаний.

Вывод: В заключение построим родословное древо человека за последние 5 млн. лет (на доске) и в рабочей тетради.

5. Физкультминутка.

6. Региональный компонент. (Знакомство с наскальными рисунками) (Слайд 2)

7. Закрепление изученного материала.

Работа с рабочими тетрадями (с. 52). (Слайд 3)

8. Подведение итога урока. (Слайд 4)

Вопрос 1. К какому виду и разновидности человека принадлежат все люди на Земле?

Ответ. К одному и тому же - человеку разумному (Homo sapiens) современного типа.

Вопрос 2. Каково первоначальное предназначение волос на голове человека?

Ответ. Для защиты от перегрева на солнце и от переохлаждения в дождь.

Вопрос 3. Какие отличия человека от предков сыграли наибольшую роль в становлении современного человека?

Ответ. Наибольшее значение имеет развитие мозга. Но оно было связано с прямохождением, освобождением рук для деятельности, с ролью потоотделения в специализации человека как “полуденного хищника”, с необходимостью производить орудия труда.

Вопрос 4. В каком направлении, по-твоему, продолжатся эволюционные изменения строения тела человека в будущем?

Ответ. Творческий вопрос, в котором оценивается обоснованная фантазия. Общие посылки: отличия современного человека от предков; отмечающаяся тенденция к акселерации (ускорению развития и увеличению роста); важность развития умственных способностей; ослабление действия естественного отбора в человеческом обществе; рост заболеваемости.

Вывод: Около 2,5 млн. лет назад один из видов обезьян - австралопитеков в африканской саванне начал создавать каменные орудия труда. Именно этот момент и принято считать “превращением обезьяны в человека”. Человек сумел выжить среди зверей благодаря уникальной экологической специальности полуденного хищна. Человека умелого, стоящего в основе нашего родословного древа, впоследствии сменил другой вид - человек прямоходящий, а затем - человек разумный - тот самый вид, к которому принадлежим мы сами. Однако человек разумный современного типа появился значительно позднее, около 100 тыс. лет назад - в той же самой Восточной Африке.

9. Домашнее задание.

1. Вообразите картину из жизни древних людей.

2. С.142-147.