Урок в 7-м классе по биологии "Многообразие моллюсков и их значение"

Разделы: Биология


Цель: Сформировать знания об основных классах типа Моллюсков, о происхождении современных моллюсков и их значении.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания о моллюсках.
  2. Развивать навыки сравнения , умения использовать информационные технологии  при подготовке к уроку и на уроке, применять проектно-исследоватескую  деятельность на уроке.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе , экологическое  понимание аспектов природы.

Средства обучения: живые моллюски (прудовик ,катушки), влажные препараты “Беззубка” “ Кальмар” ,таблицы “ Тип Моллюски. Класс “Двустворчатые”, “Класс Брюхоногие”.

“ Класс Головоногие”, диафильм “ Многообразие моллюсков”, аквариум с моллюсками.

Основное содержание урока:

  1. Основные классы типа Моллюски.
  2. Головоногие – наиболее высокоорганизованные моллюски.
  3. Лабораторная работа № 3 “ Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”.
  4. Происхождение моллюсков.
  5. Проектно – исследовательская работа “ Причина отсутствия маленьких моллюсков в большом аквариуме ”.
  6. Значение моллюсков в природе и в жизни человека.
  7. Дегустация морепродуктов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний (фронтальная беседа)

– Что такое терка или радула?

– Что такое мантия?

– Что такое мантийная полость?

– Что является органами дыхания у водных моллюсков?

– Что является органами дыхания у наземных моллюсков?

– Сколько камер в сердце у моллюсков?

– Что такое биссус?

– Что такое сифоны?

– Что такое чернильный мешок?

– Что такое половой диморфизм?

– У каких моллюсков вместо раковины имеется небольшое перышко?

– У каких моллюсков появляется мозг?

3. Актуализация знаний. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов.

4. Изучение и обобщение материала.

1.Лабораторная работа № 3 “ Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”. (Стр.72.Рабочие тетради)

Цель работы: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: раковины пресноводных моллюсков – катушка, малый прудовик ,живой объект из аквариума, морские моллюски– ципрея , конус, устрицы ,гребешки, рапана тушка кальмара.

Ход работы

  1. Рассмотрите раковины большого прудовика , катушки, рапана, ципреи, конуса. Отметьте сходство и различия внешнего строения. Подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.
  2. Рассмотрите раковины морского гребешка, мидии, устрицы, перловицы или беззубки. Обратите внимание на форму и цвет наружного и внутреннего перламутрового слоя раковины.
  3. Рассмотрите тушку кальмара. Изучите “ перышко”,которое есть у кальмара вместо раковины.
  4. Зарисуйте по одной раковины из каждого класса моллюсков.
  5. Сделайте вывод . Объясните, по каким признакам можно определить среду обитания ,возраст и образ жизни моллюска.

2.Выступление учащихся с презентациями о многообразии моллюсков ( Макарова К. о жемчужницах, Маркова А. – об осьминогах.)

3.Сравнительная характеристика классов типа Моллюсков.

Сравниваемый признак Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие
Симметрия тела асимметричные симметричные симметричные
Отделы тела Голова, туловище ,нога Туловище, нога Голова, щупальца
Образ жизни Морские, пресноводные, наземные, передвигаются медленно Морские, пресноводные, медленно передвигаются Морские активно передвигаются реактивным способом
Органы дыхания

Сердце

Легкие

2-х камерное

Жабры

3-х камерное

Жабры

3-х камерное

Органы размножения Гермафродиты Раздельнополые Раздельнополые
Представители Виноградная улитка,
малый прудовик,
слизень, катушка
Беззубка, мидия, устрица Кальмар, осьминог, каракатица

4.Происхождение моллюсков. Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с кольчатыми червями. Типичная личинка моллюсков – парусник ,очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти , усаженные ресничками.

5. Проектно-исследовательская работа “Причина отсутствия маленьких моллюсков в большом аквариуме”.

Проблема: почему в большом аквариуме нет маленьких моллюсков?

Цель работы: пронаблюдать за развитием моллюсков в аквариуме.

Задачи:

  1. Провести наблюдение за моллюсками в классном аквариуме.
  2. Сделать пересадку моллюсков из маленького аквариума в большой.
  3. Сделать фотографии моллюсков.

Гипотеза: если в большом аквариуме нет маленьких катушек, значит они не размножаются.

Вопросы.

  1. Кто мешает развитию моллюсков в большом аквариуме?
  2. Почему в природном биогеоценозе ( озеро) моллюски хорошо развиваются ?
  3. Закрепление знаний.

1.Тесты (стр.77-78, рабочие тетради)

1 вариант – нечетные вопросы (1,3,5,….);
2 вариант – четные вопросы (2,4,6,….).

1.На рыбах паразитируют личинки моллюсков:

А – головоногих;
Б – брюхоногих;
В – двустворчатых;
Г – головоногих и двустворчатых.

2.Пищеварение – это:

А – заглатывание пищи;
Б – измельчение пиши;
В – превращение сложных веществ в простые;
Г – поступление пищевых частиц.

3.Газообмен – процесс, в результате которого:

А – в организм поступает атмосферный кислород;
Б – в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ;
В – под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии;
Г– удалятся из организма углекислый газ.

4.У моллюскам, обитающим на суше, относится:

А – мидия;
Б – осьминог;
В – Голый слизень;
Г – беззубка.

5.Терка, или радула, у многих моллюсков находится:

А – в желужке
Б – в ротовой полости;
В – в тонкой кишке;
Г – на поверхности раковины.

6.Двустворчатые моллюски, обиитющие в воде:

А – имеют жабры;
Б – имеют легкое;
В – не имеют органов дыхания;
Г – не дышат, так как створки раковины плотно закрыты.

7. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков – это:

А – печень и поджелудочная железа;
Б – печень и слюнные железы;
В – слюнные железы и поджелудочная железа;
Г – печень, поджелудочная железа и слюнные железы.

8.Рефлекс осуществляется:

А – всеми системами органов;
Б – нервной системой;
В – органами движения;
Г – органами чувств.

9. Мантийная полостность – это:

А – пространство в пищеварительном тракте;
Б – пространство мантией и телом;
В – пространство между раковиной и телом;
Г – пространство в органах дыхания.

10. К органам выделения относят:

А – печень;
Б – почки;
В – кишечник;
Г – анальное отверстие.

11. Исчезновение головы у беззубки связано:

А – с отсутствием у всех моллюсков головного отдела;
Б – с характером питания и образом жизхни;
В – с водной средой обитания;
Г – ч наличием двустворчатой раковины.

12. Реактивным способом передвигаются:

А – беззубка;
Б – мидии;
В – кальмары;
Г – прудовики.

13. Легочное дыхание имеется:

А – у перловицы;
Б – у осьминога;
В – у слизня;
Г – у мидии.

14. Тип Моллюски насчитывает:

A – около 10 тыс. видов;
Б – свыше 100 тыс. видов;
В – свыше 500 тыс. видов;
Г – около 1 млн. видов.

15. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:

А – на голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу;
Б – на голову со щупальцами и туловище;
В – на туловище и мускулистую ногу;
Г – на голову и мускулистую ногу.

Ключи к тестам:

1-в 2-в
3-б 4-в
5-б 6-а
7-б 8-б
9-б 10-б
11-г 12-в
13-в 14-б
15-в  

2.Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное Отрицательное
1.Цепь питания в биогеоценозе. 1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения.
2. Человек использует в пищу. 2.Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду. 3.Морские, закрепляются на днище корабля.
4. Образуют перламутр и жемчуг. 4.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.
5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску. 5.Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.
6.Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.  

6. Дегустация морепродуктов (мидии, кальмары, осьминоги).Значение морепродуктов для организма человека.

7.Домашнее задание.

  1. Стр. 117. Проверь себя.
  2. Стр.117.Какие утверждения верны.
  3. Творческое – составить кроссворд “Моллюски”.

Презентация