Внеурочная деятельность. Подготовка к конкурсу "Золотое руно". Из опыта преподавания

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


1. Введение.

В 2009 году изменились условия конкурса “Золотое руно”. Был привычный семейный формат, когда учащиеся выполняли задания дома, используя максимум возможностей, привлекая родителей и членов семьи, педагогов и других специалистов, различные источники знаний от печатных изданий до Интернет-ресурсов. Тесно сотрудничали с социумом, развивая свои компетентности.

Данная форма давала неплохие результаты.

В этом году конкурсные задания должны выполняться в классе в учебное время. Чтобы помочь ребятам подготовиться к конкурсу, была составлена программа занятий (см приложение №1), рассчитанная на детей разного возраста, разного уровня мышления и интеллекта, разномотивированных. В этом ее необычность и новизна. Ее можно использовать при изучении определенных тем на уроках истории, обществознания, литературы, музыки, ИЗО, МХК.

Основная идея программы – подготовить учащихся к участию в международном конкурсе по истории “Золотое руно”, повысить мотивацию к получению знаний, к изучению учебных предметов, к самостоятельной познавательной деятельности.

Значительную роль в осуществлении программы играли формы организации самостоятельной познавательной деятельности, описанные Г.А. Русских, В.В. Котовым, В.К. Дьяченко, методы и средства обучения, предложенные И.Я. Лернер, М.Н. Скаткиным, способы общения с ребятами в разновозрастных и разноуровневых группах, учитывая их психологические, физиологические, возрастные особенности, отмеченные Н.Е. Щурковой и Д.Г. Элькониным.

2. Цели написания программы:

  • поддержать интерес к конкурсу, не снизить процент участия школьников;
  • показать достойные результаты;
  • помочь учащимся подготовиться к конкурсу “Золотое руно”, расширить кругозор;
  • развивать у учащихся образное мышление, художественные и творческие способности;
  • способствовать дальнейшему развитию у учащихся умений анализировать, оценивать, сравнивать, высказывать свое суждение, работать над презентациями, с ИКТ;
  • воспитывать эстетический вкус, идеи нравственности; вызвать интерес и потребность к самообразованию.
  • опробовать методику организации занятий в разновозрастной группе с использованием коллективных способов обучения.

3. Спецкурс рассчитан на 16 часов.

1) Использовались различные формы занятий:

  • диагностика
  • лекция
  • практическое занятие
  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • групповые способы обучения
  • коллективные способы обучения.

2) Работа строилась с использованием таких технологий, как:

  • диагностика
  • еехнология учебных заданий
  • уровневая дифференциация
  • технология проблемного обучения
  • технология открытого класса
  • технология групповых способов обучения
  • коллективные способы обучения
  • технология педагогического консультирования
  • диалоговая технология
  • информационно-коммуникативные технологии

Диагностика осуществляется методом теста и ассоциации по всем вопросам курса. Выявляется процент знаний по разделам: архитектура, музеи, музыка, литература, театр, наука.

Технология учебных заданий перекликается с технологией открытого класса, когда детям даются задания, решение которых происходит во время поиска информации, работы в парах, группах. Например, найти и определить архитектурные стили, сведения об ученых, иллюстрации, разместить на слайде.

Уровневая дифференциация предполагает, что дети выполняют разные по сложности и объему задания, у них появляются вопросы, которые заставляют мыслить, развиваться.

Технология проблемного обучения: здесь используются поисковые и творческие методы, когда перед ребенком стоит проблема. Например, выяснить, есть информация по определенной личности или нет? Если есть, то какая, достаточно ли ее и т.д. Ребенок сам ищет способы решения, использую консультации старших ребят и педагога. Во время работы возникают новые вопросы, появляется проблема, которую ребенок решает.

Технология открытого класса предполагает, что работа организуется на основе технических заданий. Например, дети должны найти сведения по исторической справке, архитектуре города и на основе этого материала оформить слайд к следующему занятию. Ребята самостоятельно выполняют эту работу, индивидуально, в парах, в группах, иногда распределив обязанности. В ходе работы у них возникают вопросы, проблемы, которые они пытаются решить сами, находя различные способы. Здесь используется педконсультирование.

Технология групповых способов обучения: ученикам дается общее задание для самостоятельной работы. Итоги и результаты этой работы оформляются в виде одной общей презентации по городу. Оказывается консультационная помощь ребят и педагога.

Коллективные способы обучения предполагают, что каждый член коллектива активно участвует в обучении других ребят этого же коллектива. В итоге коллектив обучает каждого своего участника. Член коллектива одновременно является и обучающим, и обучающимся, не зависимо от возраста. Педагог выступает в роли консультанта и руководителя всей работы.

Технология педагогического консультирования: педагог консультирует ребят, подталкивая их к самостоятельному поиску проблем и способам их решения, задавая косвенные вопросы.

Диалоговая технология: монолог, диалог, полилог используются во время работы в паре, группе, коллективе, при защите презентации. Одновременно ребята являются активными слушателями, ставят вопросы выступающему, оценивают, обсуждают, обращаются к учителю.

Информационно-коммуникативные технологии: предполагается, что учащиеся уже знакомы с работой на компьютере. Умеют сканировать, заходить в Интернет, пользоваться этой сетью, переносить из нее информацию в компьютер, на носители, на слайд. Умеют создавать слайды, использовать анимацию, гиперссылку, фон, музыкальное сопровождение.

Помощь оказывает учитель информатики, старшие школьники, родители.

Все это способствует развитию у детей следующих компетентностей: предметной, коммуникативной, информационной, культурологической, валеологической.

4. Спецкурс имеет свои особенности:

  • обучает детей самостоятельности;
  • развивает компетентности;
  • познавательный;
  • разновозрастный (объединяет 5–11-е классы) – это главная особенность.

Дети разных возрастов работают над одинаковыми проблемами, консультируют друг друга, помогают друг другу, сотрудничают. Условия для творческой деятельности у всех учащихся одинаковые (библиотека, книги, любая литература, Интернет, помощь учителей и т.д.) .

При разновозрастной и разноуровневой группе ГСО и КСО лучше, так как информация может быть различной, а информационно-коммуникативные технологии позволяют объединить все сведения и получить совместный продукт – презентацию. В конечном итоге каждый получает базу данных на компакт-диске.

КСО в сочетании с технологией открытого класса и педконсультирования оказываются наиболее эффективными. Дети работают не только в аудитории, а в разных местах. Например, дано задание: найти сведения по исторической справке, архитектуре города и оформить в слайд к следующему занятию. Ребята самостоятельно выполняют эту работу: кто-то совместно в парах, кто-то индивидуально, кто-то в парах, разделяя работу и т.д. В ходе работы возникают вопросы, проблемы, которые учащиеся пытаются решить сами. Но здесь обязательно используется педконсультирование. Как горят у детей глаза, когда они собираются и показывают, у кого что есть! Интерес виден, даже пассивные ребята “заражаются” и делают.

5. Работа велась по нескольким направлениям:

1. Историческая справка и общий вид города.

2. Архитектура с момента зарождения города до сегодняшних дней:

  • известные сооружения, их назначение
  • архитекторы
  • архитектурные стили

3. Музеи:

  • живопись, художники, их известные картины
  • скульптура, скульпторы, их произведения
  • памятники известным деятелям и событиям
  • связь известных имен с определенным городом

4. Музыкальное направление (по такому же алгоритму, как музеи).

5. Литература (по такому же алгоритму).

6. Театральное искусство.

7. Наука.

6. Как осуществлялась сама работа.

Вначале была проведена вводная диагностика методом теста и ассоциаций. По некоторым вопросам ребята показали 20% знаний, по архитектуре – 50%. В результате дети пришли к выводу, что знаний не достаточно. Поэтому, когда им предложили работать в группах и коллективно, они приняли эту идею. Были распределены задания, образовались пары и группы; проведен четкий инструктаж, что сделать к следующему занятию. Индивидуальные консультации не ограничивались. Так же не было ограничений и в творчестве. Затем дети приходили на занятия, приносили информацию, просматривали ее, консультировались друг с другом, убирая лишнее или вставляя нужное, подбирали иллюстрации и текст к ним, оформляли слайды, обменивались информацией друг с другом, затем – в группах. В результате, каждый из присутствующих знал информацию всего коллектива. Просмотр слайдов был неоднократным, с повторением предыдущих. Дети буквально “заряжались” энергией, желанием, интересом к делу.

Конечный продукт деятельности – презентации по городам. Защита презентаций проходила в аудитории. Ребята активно слушали, у них возникали вопросы. Чтобы защита прошла достойно, чтобы сделать презентацию, необходимо наличие у ребят компетентностей. В конце подготовки к конкурсу каждый участник получил свой компакт-диск с полной информацией по конкурсным городам, а школа и автор – опыт работы КСО в разноуровневых, разновозрастных и разномотивированных группах и коллективах.

Это оказалось интересно, это есть творчество, это следует попробовать.

Технология коллективного распределения деятельности. Логика деятельности. Приложение 1

Итоги конкурса оказались значимыми:

Из 47 учащихся, участвовавших в конкурсе “Золотое руно” получили следующие результаты:

3 человека – 1 место по России

3 человека – 21 место в регионе

2 человека – 22 место в регионе

Улучшили свои результаты 11 человек (23.4%); 26 человек (55.3%) – вошли в первую пятидесятку мест по региону.

Цели, поставленные автором, достигнуты.