Организация краеведческой работы в урочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Краеведение – непосредственное изучение природы, хозяйства, истории и культуры своего родного края. В методах и приемах организации краеведческой работы заложены большие возможности для формирования познавательной активности школьников, что способствует углублению знаний, выработке умений и навыков использования этих знаний в решении практических задач.

Школьная краеведческая работа разнообразна. Разнообразны и организационные формы ее. Во внедряемой системе использую четыре основных направления школьного краеведения.

Организационная диаграмма

Эти направления, хотя и отличаются своим содержанием, тесно взаимосвязаны, составляют единое целое со всей учебно-воспитательной работой класса.

Такая структура работы помогает развивать духовные потребности и интереса учащихся, воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, любовь, чувство гордости за свои родные места.Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, в важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования.

Краеведение – средство осуществления межпредметных связей в преподавании школьным предметом

Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения [7, с. 221].

Особенно ярко проявляются межпредметные связи на уроках литературного чтения. Основным источником сведений о крае, краеведческой деятельности служат книги, периодические издания, статьи в журналах, газетах, в которых говорится о различных сторонах развития края – его природных богатств, экономике, культуре, истории и других достопримечательностях. Читая литературные источники, учащиеся совершенствуют технику чтения, пересказа, учатся выделять главное.

На уроках математики статистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале:

  • Расстояние от Краснодара до экватора 4975 км, а от Краснодара до Северного Полюса – 5017 км. К чему ближе расположен Краснодар и на сколько?
  • Река Кубань имеет длину 870 км, а ее приток Лаба – 214 км. На сколько Кубань длиннее, чем Лаба?
  • Население города Абинска 36000 человек. В Краснодаре на 751000 больше. Сколько человек живет в двух городах?
  • Глубина Азовского моря 14 метров. Узнай глубину Черного моря, если известно, что оно в 160 раз больше.
  • Один кавказский олень весит 290 кг. Сколько весит 3, 70, 9000 оленей?

Не менее интересная работа проводится на уроках изобразительного искусства. Народное творчество Кубани (вышивка, роспись, плетение) находит место в творчестве учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. (Приложение)

Интересная работа проводится на уроках русского языка по «пробе пера», собирая устное народное творчество, ребята пробуют писать стихи о природе родного края, очерки о Кубанской земле, о ее замечательных людях. На уроках для грамматических разборов используются слова «чисто Кубанского наречия»

  • нахилиться – нагнуться
  • жалкая – любимая
  • баз – двор (сущ.; м.р.; ед.ч.; И.п.)

Разработаны задания:

  • по словарной работе
  • дидактический материал по отработке орфографической зоркости
  • задания по развитию речи учащихся
  • занимательное чистописание. (Презентация 1)

Фрагмент урока русского языка. Тема с использованием регионального компонента «Диалектные особенности кубанской речи»

На доске запись:

«На шо нам гроши, коль мы сами хороши»

Учитель: Ребята, прочитайте кубанскую пословицу. Скажите, как вы понимаете ее смысл.

(ответы детей: личностные качества человека не зависят от его материального положения).

Учитель: Все ли слова в этой пословице вам знакомы?

(Проводится работа по определению лексического значения слова «Гроши» - деньги. Слово устаревшее, часто используется в сельской местности. «Коль» - если)

Учитель: Найдите в этой пословице словарное слово, написанное с ошибкой.

( Слово шо – что. Обращается внимание на то, что правильно это слово произносится [што]

Учитель: Давайте запишем эту пословицу правильно, на современном русском языке:

На доске запись:

«На что нам деньги, если мы сами хороши»

Таким образом, мы видим, что использование межпредметных связей при изучении Краснодарского края повышает качество краеведческих знаний учащихся: они становятся глубже и конкретнее. А это, в свою очередь, помогает им лучше познать и полюбить свою местность и край – частичку страны.

Организация исследовательской деятельности.

Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Как актуально звучат слова Д.И.Писарева: «Не убивайте неясного ума ребёнка, дайте ему расти и развиваться, не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал.»

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Выделяю четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

  • Умения организационного характера.
  • Умения и знания исследовательского характера.
  • Умение работать с информацией.
  • Умение представить результат своей работы.

Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:

  • проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
  • уроком-исследованием;
  • собственно исследованием;
  • участием детей в проектной деятельности.

Виды исследований в начальной школе:

  • по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные и внеурочные;
  • по времени: кратковременные и долговременные;
  • по теме: предметные и свободные.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;
  • теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Общие направления исследований краеведческого характера:

Живая природа, Земля, Человек, Общество, Культура, Наука, Техника, Экономика

Основная цель исследовательской деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Темы длительных исследовательских работ учащихся

  • «История бездомной собаки»
  • «Полезные вкусности»
  • «Удивительный школьный двор»
  • «Тайна рукавичника»

Тематические экскурсии

Экскурсия– одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Она также обязательна, как и проведение уроков. Именно экскурсии несомненно способствуют воспитанию эстетическому развитию и воспитанию чувства гордости за свою малую Родину. Экскурсия эффективный способ стимулирования поисковой активности

Необходимость использования такой формы обучения состоит в том, что во время их проведения развивается наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по кубановедению, окружающему миру и другим предметам.

Темы экскурсий:

  • «Любимая станица (город, село)»
  • Посещение краеведческого музея «Моя Малая Родина – вчера, сегодня, завтра»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто»
  • «Много профессий хороших и разных»

При подготовке экскурсии использую следующую технологию:

  1. Выбор темы экскурсии в соответствии с изучаемым материалом.
  2. Вид экскурсии (автобусная, пешая прогулка)
  3. Подбор занимательного материала в соответствии с тематикой.
  4. Проведение экскурсии.
  5. Рефлексия.

После экскурсии проводится не только беседа с учащимися, но и предлагается написать мини – сочинение по плану:

  1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
  2. Что я ожидал от экскурсии?
  3. Что мне особенно запомнилось?
  4. Что меня удивило.
  5. О чем захотелось узнать подробнее.
  6. Какое настроение было после экскурсии.
  7. Куда бы я хотел еще съездить.

Проведение данных мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.

Изучение краеведения предусмотренного учебным планом

Главными, конечно, являются уроки кубановедения, являющиеся лидирующей частью системы работы по краеведению, которая позволяет интегрировать краеведение с другими предметами. Урок не ограничивается страницами учебника. В своей практике использую и нетрадиционные формы такие как костюмированный урок, урок – путешествие, библиотечный урок, урок в школьном музее, урок в школьном дворе. Использование нетрадиционных уроков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вывести процесс обучения за рамки урока.

Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…

В основу создания авторской тетради по кубановедению посвященной Малой Родине станице Новотитаровской (Приложение 1) легло высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».

Материал использованный в тетради составлен в соответствии с тематикой:

  1. Рельеф станицы Новотитаровской.
  2. Природные явления.
  3. Река Понура и ее обитатели.
  4. Растительный мир.
  5. Животный мир.
  6. Красная книга станицы Новотитаровской.
  7. Обобщающий урок. «Исследовательская работа «Школьный двор»»
  8. Летопись времени.
  9. Моя родословная

Следует отметить, что авторская тетрадь содержит не только информационный материал. К каждой теме подбираются задания творческого и исследовательского характера. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.

Следует помнить, что краеведение в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Правильно организованная краеведческая работа – одно из важнейших условий и средств для решения задачи по всестороннему развитию школьника [10, с. 12]. (Презентация 2) 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Н.В. Анфимов; Н.Ф. Юркин. История Родного края. – Краснодар. Книжное издательство; 1976. – 46с.
  2. Н.В. Анфимов; И.В. Жерноклев. Наш край на уроках истории. – Краснодарское книжное издательство; 1972. – 110с.
  3. В.И. Борисов. Занимательное краеведение. – Краснодар; 1969. – 91с.
  4. С. Илюхин. При реке Кубани, в Карасунском куте. – Краснодар; 1998. – 151с.
  5. И.П. Лотышев. География Краснодарского края. – Краснодар; 2000. – 134с.
  6. И.П. Лотышев. Краеведение в школе. – Краснодар; 1969. – 50с.
  7. Ю.Я. Нагалевский; В.И. Чистяков. Физическая география Краснодарского края. – Краснодар; 2001. – 255с.
  8. М.А. Никонова; П.А. Данилов. Землеведение и краеведение. – Москва; 2000. – 235с.
  9. Г.Г. Шулякова. Наш край. – Краснодар; Просвещение; 1973. – 50с.
  10. Г.Г. Шулякова; И.П. Лотышев. Краеведение в школе. – Краснодар; 1969. – 72с.
  11. А.З. Шафтулин. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. – Москва; 1979. – 120с.
  12. Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа. – Москва; 1999. – 224с.
  13. Учебное пособие для начальной школы. Наш край. – Краснодар; 1968. – 18с.
  14. С.А. Яковлев. Кубанский краевед. – Краснодар; 1990. – 253с.
  15. Г.М. Ямочкина. Люби и знай свой край. – Краснодар; 1996. – 46с.