Урок нового проблемного видения по теме "Виды теплопередачи" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока:

  • научить самостоятельно разрабатывать принципы действия бытовых приборов;
  • правильно решать практические задачи, использованные в быту.

“ Ученые те же фантазеры и художники;
они не вольны над своими идеями;
они могут хорошо работать, долго
работать только над тем,
к чему лежит их мысль,
к чему влечет их чувство.
В них идеи сменяются: появляются
самые невозможные, часто сумасбродные;
они роятся, кружатся, сливаются, переливаются.
И среди таких идей живут и для
таких идей они работают.”

В. И. Вернадский

Ход урока

Добрый день, ребята. Тема нашего урока: “Применение знаний о видах теплопередачи в быту”. Но в начале урока мы проверим домашнее задание. На прошлом уроке вам было задано составить рассказ – сказку о видах теплопередачи.

Ученики по желанию зачитывают свои рассказы. (Можно провести выставку работ)

Замечательно. Вы все творческие личности.

Но сегодня на уроке вы будете не учениками, а сотрудниками Научно-исследовательского института, вы попытаетесь самостоятельно разработать принципы действия некоторых бытовых приборов, и сделает проекты некоторых устройств, облегчающих нашу жизнь. В нашу лабораторию поступили заявки на создание некоторых бытовых приборов для домохозяек и предпринимателей, а так же некоторых тур операторов. Для решения этих проблем нам необходимо создать лаборатории и выбрать заведующих этими лабораториями. Те учащиеся, которые правильно ответят на вопросы – будут являться заведующими и они сами себе выберут состав сотрудников.

Предлагаемые вопросы:

– Зачем кусты роз на зиму укрывают опилками?

– Почему шерстяная одежда лучше предохраняет от холода, чем синтетическая?

– Почему баки для хранения горюче-смазочных материалов красят серебристой краской, а не черной?

– Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее: чернозем или песчаники?

– Почему сосуд с жидкостью нагревают снизу?

Теперь ученики, правильно ответившие на данные вопросы, становятся заведующими лабораториями и выбирают себе сотрудников. Для каждой лаборатории свои задания, а чтобы узнать задания опять проведем конкурс на решения практических задач.

Для этого вы должны ответить на следующие вопросы:

– Зачем нам нужны знания, полученные при изучении темы “Виды теплопередачи”

– Какие задачи можно назвать практически значимыми в быту?

– Какие задачи могут быть связаны с жилищем?

– Какие задачи можно сформулировать относительно одежды?

– Какие задачи мы связываем с хранением пищи?

– Какие задачи мы связываем с приготовлением пищи?

Лаборатория №1 работает над заказом директора кафе: придумайте устройство, позволяющее хранить мороженое без холодильника и термоса летом, чтобы оно не растаяло в течение одного часа.

Лаборатория №2 работает над заказом операторов тур агентства: чтобы привлечь как можно больше отдыхающих на черноморском побережье краснодарского края, операторы предложили необычную услугу: придумать одежду, в которой было бы летом не жарко в ней, хотя в этом сезоне популярные темные тона.

Лаборатория № 3 работает над заказом домохозяек: как улучшить качество печеных изделий, что для выпечки необходимо сделать?

Лаборатория №4 работает над заказом дачников:

Зимой нет теплее,
Летом нет холоднее.

Что это?  Погреб.

Как улучшить погреб, чтобы летом было прохладно, а зимой тепло?

Лаборатория №5 выполняют заказ обувщиков.

Два арапа – родные братья.
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают.

Что это? Правильно, сапоги.

Разработайте обувь, чтобы ноги зимой не мерзли.

В каждую лабораторию передается задание, лист ватмана. Для выполнения данного задания устанавливается время– 10 минут, для выступления - 3 минуты. Через 10 минут проводится жеребьевка выступающих заведующих лабораторий. Докладчикам могут задавать вопросы сотрудники и заведующие лабораториями. Ученики показывают свои проекты разработок заданий.

Оценивается: грамотность выступления, наглядность, практическое применение данного проекта.

Подведение итогов

Молодцы! Все поработали на славу. Я думаю, что передо мной будущие инженеры и строители. Конструкторы одежды и модельеры и сказочники. Вы еще раз убедились в том, что как много бытовых приборов, предметов, окружающих нас, связаны с физическими законами. Для того, чтобы сконструировать любой бытовой прибор, нам необходимо учить физические законы и понимать физические явления.

Домашнее задание

Раз у нас урок сегодня был творческий, то и домашнее задание тоже творческое. Подумайте, как можно было бы сделать правильное утепление дома или квартиры. Как правильно провести отопление комнат и как защитить комнаты с окнами на юг от солнечных лучей. Дописать рассказ или сказку на тему “Виды теплопередачи”.