Использование технологии творческой мастерской на уроках литературы

Разделы: Литература


Тема-ассоциация: Снег. (На основе стихотворения Б. Пастернака “Снег идет”.)

Цели:

  • привлечь учащихся к неформальному творческому общению;
  • стимулировать индивидуальное творческое развитие и укреплять веру в свои силы;
  • способствовать активной социализации подростков.

Оборудование: распечатка стихотворения Б.Пастернака “Снег идет”, бумага, краски, кисти, карандаши, синтезатор, гитара, фортепиано, компьютер, мультимедиа, музыка для релаксации (“Снег”, “Ветер”, “Размышления”).

На доске эпиграф:

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика, состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце… К. Дитмар

ХОД УРОКА

1. Вступление. Работа с эпиграфом.

- На что нацеливает нас Карл Дитмар своими словами?

- Давайте попытаемся сегодня быть более внимательными: присматриваться и прислушиваться ко всему разнообразию жизни, чтобы она стала для нас интересней и радостней.

- Вы любите зиму?

- Я очень сильно люблю это время года, особенно когда бодрит легкий морозец, идет снег крупными хлопьями. Пушистый, легкий, он моментально разлетается облаком снежинок. Все теряет привычные очертания, и спешащие вокруг пешеходы замедляют свое движение, невольно поддаваясь очарованию этих сказочных минут.

2. Индуктор.

а) – А как вы относитесь к снегу? (Вопрос-провокация)

б) – Возьмем, к примеру, стихи Бориса Пастернака. У него очень много “зимних” стихотворений, и везде в них снег, но он всегда разный. Остановимся на одном из произведений – стихотворении “Снег идет”. Послушайте его, пожалуйста, внимательно, а потом мы поделимся своими ассоциациями.

Чтение учителем стихотворения Б. Пастернака “Снег идет”.

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

1957

3. Анализ стихотворения. Деконструкция.

- Что навеяло вам это произведение? (Заслушиваются многие из вариантов.)

- Как вы думаете, почему наши картинки не совпадают? (Индивидуальность восприятия.)

- Попробуем разгадать “слов причудливый узор” в этом поэтическом тексте.

Переверните листочки, которые лежат перед вами. На них напечатан текст. Прочитайте его.

- Какие ассоциации возникли теперь?

- Какие слова требуют пояснения?

Смятенье неразбериха, нарушение привычного уклада жизни, душевного состояния.

Салоп – верхняя женская одежда.

Заплатанный – старый, ветхий, изношенный до дыр, на которые положены заплаты.

- Какова картина мира, изображенная в произведении? Назовите объекты и предметы окружающего мира, их качества. (Перед нами зимняя картина: буран, звездочки-снежинки, оконный переплет, рядом с которым просвечивает цветущая герань, снежные хлопья, заплатанный салоп, верхняя лестничная площадка, чердак, жизнь, промежуток времени, святки, новый год, убеленный пешеход, растения, поворот перекрестка… Это все объекты видимого, реального мира.)

- А какие объекты, свойства, качества нельзя отнести к реальным? (Сходящий наземь небосвод, небо, играющее в прятки…)

- Меняется ли что-нибудь в этой картине по ходу текста? Есть ли движение?

- А что меняется?

- Меняется ли настроение?

- Какое оно?

4. Реконструкция.

- Свои мысли, чувства, ассоциации мы с вами тоже можем воплотить творчески. Каждый из нас волен выбрать способ воплощения своих ассоциаций:

- кто-то напишет стихи, любые, включая текст для рэпового прочтения,

- кто-то прозаическую лирическую миниатюру,

- кому-то можно поработать над анализом исходного стихотворения (предоставляется план анализа),

- для тех, кому милее карандаш или кисть, приготовлены эти материалы,

- а если среди нас есть композиторы, милости просим к инструментам,

- может быть и пантомима.

- Возможны не только индивидуальные, но и групповые творческие работы.

- Но надо учесть главное: время ограничено – нужно управиться за 15–20 минут, потому что потом каждая группа представит свое произведение.

5. Творческая работа учащихся.

- Сопровождать нашу работу будет музыка.

6. Представление работ учащихся. (Не более 3-х минуты). Приложение 1

7. Представление творческой работы учителя. Приложение 2

Снежный вальс

Музыка и стихи Н.Н. Барышниковой

В белом вихре кружится зима,
Заметает дороги, дома.
В робком свете ночных фонарей
Стало все как-то проще, родней.

Не спеши: ведь закончился день,
Отмени суеты карусель.
Пусть с тобою окажемся мы
На прекрасном балу у зимы.

Этот тихий ночной снегопад
Нас укрыть своим пологом рад,
И нескромные взгляды людей
Затенил кисеею своей.

Не спеши: ведь закончился день,
Отмени суеты карусель.
Пусть с тобою окажемся мы
На прекрасном балу у зимы.

Ты ладонь мою в руку берешь –
В вальсе медленном плавно ведешь,
И кружится моя голова,
А в ушах колдовские слова:

Не спеши: ведь закончился день,
Отмени суеты карусель.
Я прошу: пусть звучит он для нас
Этот сказочный, снежный вальс.”

Замелькали вокруг фонари,
Я считаю себе: “Раз, два, три…”
Я в тебя влюблена без ума,
А во всем виновата зима.

Не спеши: уж закончился день,
Отмени суеты карусель.
Пусть звучит всегда он для нас
Наших чувств возвышенных вальс.

8. Рефлексия.

- Удалось ли нам на основе уже созданного произведения создать что-то новое?

- А что из созданного вам понравилось?

- Какое настроение сопровождало ваш творческий процесс?

9. Задание на дом.

- Доработать продукты своей творческой деятельности и сдать мне.