Урок в 3-м классе: "Какая бывает промышленность?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить детей  с отраслями промышленности.
  • Показать детям связь развития экономики и экологии.
  • Расширять кругозор детей.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; тесты; статьи «Электростанция»; гербарий «Виды тканей»; градусник; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I.  Организация

II. Повторение пройденного

– Ребята, вспомните  и ответьте,  что такое правила, законы ведения хозяйства? (Экономика)
– О чем же мы будем сегодня говорить на уроке?

1. Индивидуальная работа по карточкам

1 карточка: Что означает образное выражение « три кита» экономики? Что является китами экономики?
2 карточка:  Назовите отрасли экономики.
3 карточка:  Заполните таблицу «Домашние животные»

Группа животных   Представители группы
рыбы  
птицы  
звери  
насекомые  

– Пока ребята работают по карточкам, мы поработаем по вопросам.

2. Фронтальный опрос (Приложение)

 – Какую большую тему мы начали изучать? (Экономика)
– Какова главная задача экономики?
– Что входит в понятие «природные богатства»?
– Капитал это…
– Труд может быть…
– От чего зависит успех труда?
– С какой отраслью экономики вы уже познакомились? (Сельское хозяйство)
– Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (Растениеводство, животноводство)

3. Проверка работы по карточкам (на слайдах)

4. Работа с тестом «Животноводство»

1. Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лён, кормовые травы;

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;

3. Домашние птицы – это …

а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси, утки;

4. Пчёл разводят на …

а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике;

5. Для корма домашних животных заготавливают …

а)  зерно, кормовые травы;
б) арбузы, дыни, тыквы;
в) василёк, подснежник,

6. Самопроверка теста (на слайде)

– Ребята, проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибки?

III  Сообщение темы и целей урока

– Ребята, какая отрасль экономики производит большую часть необходимых людям товаров? (Промышленность)
– С какой отраслью мы познакомимся? (Промышленность)
– На уроке мы  будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?

IV  Работа над новым материалом

Объяснение материала сопровождается показом слайдов презентации.

 1. Добывающая промышленность

– Что делают люди, работающие в этой отрасли?
– Какие полезные ископаемые добывают люди? (Нефть, газ, уголь)
– Как их добывают?
– С каким полезным ископаемым мы встречаемся  дома? (Газ)
– Назовите свойства газа?
– Какие вы знаете правила безопасности при обращении с газом?

2. Электроэнергетика

– Что такое электроэнергетика?
– У кого из вас в доме нет электричества?
– Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы)

1. О каких видах электростанций вы узнали?
2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?
3. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?

Электростанция

Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:
маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.
У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется –  г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о-э л е к т р о с т а н ц и е й   (ГЭС).
На    т е п л о в о й  э л е к т р о с т а н ц и и   (ТЭС)  турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших , полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для  а то м н о й  с т а н ц и и  (АЭС) топлива требуется совсем мало.  Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

По книге «Что такое? Кто такой?»

V. Физминутка

VI. Продолжение работы над новым материалом

3. Металлургия

– Что могут производить металлурги? (Различные металлы)
– Прочитайте об этом  в учебнике на с. 65.
– Металлы, как правило, твердые вещества, но  есть и жидкие – это ртуть (показываю градусник).

4. Машиностроение

– Что производит машиностроительная отрасль? (Машины)
– Как вы понимаете, что такое «машина»? (Ответы детей)
– Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а  человек только управлять ею.

5. Химическая промышленность

– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 65
– Какие вещества химической промышленности вам известны?
– Химическая  промышленность дает нам разные минеральные удобрения.

6. Легкая промышленность

– Что выпускает легкая промышленность?
– Приведите примеры продукции легкой промышленности.
– Какие виды тканей вам известны?
– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)
– Ткани животного  происхождения (Шерсть, шелк)
– Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)

(Работа с гербарием «Виды тканей»).

7. Пищевая промышленность

– Что производят люди в пищевой промышленности?
– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?
– Есть ли в нашем поселке промышленные предприятия?
– Как должны быть одеты работники промышленных предприятий?
– Какие требования к ним предъявляют? Почему?

VII Закрепление изученного материла

Работа с тестом « Промышленность»

1. Отрасль, которая обеспечивает экономику нефтью, газом, углем.

а) металлургия
б) химическая промышленность
в) добывающая промышленность

2. Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом.

а) добывающая
б) металлургия
в) машиностроение

3. Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами.

а) добывающая
б) легкая
в) пищевая

4. Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь.

а) легкая
б) химическая
в) добывающая

5. Отрасль, которая производит машины и механизмы.

а) металлургия
б) электроэнергетика
в) машиностроение

– Ребята, у кого тест вызвал затруднения?
– Проверка теста по слайду.

VIII  Экономика и экология

– Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники? (С одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. С другой стороны – воздействие человека приводит к загрязнению природы.)
– Что вы знаете об экологических катастрофах?

 Практическая работа. (Работа в парах)

Правила бережного отношения к природе

IX. Итог

– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
– Как надо относиться к природе?

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание с. 64 – 67.