Духовно-нравственное воспитание младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами…”

Н. И. Пирогов “Образование и воспитание”.

“Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его не воспитывать или давать ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля”.

Платон “О законах”.

Так уж исторически сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – нашим детям.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание – самое святое из всех святых дел”.

“Каждая душа по природе христианка”. Учитель как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Это сравнение учителя с садовником взято мною из книги о свт. Тихоне Задонском о. Иоанна (Маслова). Не давая на школьной скамье знания Священного писания, мы тем самым препятствуем детям приходить к Отцу Небесному, Творцу и Спасителю. Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.

Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания и в этих поисках смотрим в сторону других стран и народов. А вот слова К. Д. Ушинского: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.

В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, и бесплодные поиски чего-то другого приводят к разрушению русского самосознания, к разрушению человеческой личности.

Но воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает “что такое хорошо и что такое плохо”.

Русский философ И. А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Сложностями на пути решения этих задач являются:

  • - современное секуляризованное социокультурное окружение;
  • - скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания:
  • - отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
  • - отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей;
  • - духовная немощь сегодняшних детей и их родителей.

Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делают не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения, классного воспитателя и родителей в решении воспитательных задач. Это положение доказывают сегодня как светские, так и православные педагоги. Известный православный педагог, священник Евгений Шестун, ссылаясь на фундаментальные работы одного из ведущих отечественных специалистов по этнографии М. М. Громыко, подчеркивает, что современный взгляд на образовательный процесс предлагает считать субъектом образования и воспитания не ребенка, а семью. Поэтому задача современного учителя усложняется еще и тем, что помимо воспитательной работы с детьми, мы обязаны проводить воспитательную работу и с их родителями, работать только в тесном взаимодействии с семьей ребенка.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию детей я ставлю перед собой следующие задачи.

  1. Формирование гражданского самосознания ребенка, любви к Родине и своему народу на основе знакомства с традиционной культурой русского народа.
  2. Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с Православной культурой.
  3. Пробуждение у ребенка таких чувств, как долг, совесть, свобода выбора, ответственность.
  4. Формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие.
  5. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств.
  6. Создание условий для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье через организацию работы семейного клуба.
  7. Создание условий для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе своих детей.

Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, более “взрослые”, но при этом в своем большинстве лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства. В своей работе я пытаюсь вернуть детям семью, а родителям – ребенка, вернуть детям детство.

Сейчас ведется много споров по поводу введения в программу общеобразовательных школ предметов духовно-этического направления и особенно возраста, с которого надо начинать знакомить детей с основами религии и культуры своих предков. Моё личное мнение и опыт подсказывают, что начинать это надо с первого класса, а еще лучше с детского сада, если не с рождения ребенка. Вот уже пятый год я работаю с разрешения администрации школы и согласия родителей по разработанной мною программе дополнительного образования “Основы православной культуры”. ( Ранее программа называлась: “Воспитание сказкой” (1-2 класс) и “Уроки творчества” (3-4) класс.) В рамках этой программы дети знакомятся с народными сказками и сказками авторскими, с произведениями христианских писателей и классиков русской литературы, со Священным Писанием, житиями святых и т.д. Дети обсуждают услышанное или прочитанное, иллюстрируют, инсценируют отдельные места, сочиняют свои произведения. В классе с помощью родителей создана театральная студия, свои постановки мы ежегодно выносим на суд зрителей.

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу: 1 занятие – теоретическое, 1 занятие – практическое. Теоретическое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Практические занятия предполагают художественно-продуктивную деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен, что реализует деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создает реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. При этом обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками). Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее от других программ, использующих духовно-нравственный потенциал художественных произведений для воспитания детей начального школьного возраста.

Привожу для вашего внимания программу по данному курсу (дополненную и переработанную) для 1-го класса, которая включает 30 часов теоретических занятий и 30 часов практических.

№ п\п

Тема занятия
(теоретические занятия)

К-во часов

1.

Значение и польза знаний. Откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Библейская притча о мудрости. Значение письменности в получении знаний. Пословицы о знаниях, об учении.

1

2.

Трудолюбие и стремление к знаниям. Детство преподобного Сергия Радонежского. Чудесное исполнение его мечты. Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. С.Шамаева “Каждому по силам его…”

1

3.

Осенние праздники и осенние труды. Народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Радость и святость совместного труда. Покровские храмы на Руси. Покровский собор в г. Воронеже.

1

4.

Именины и день рождения. Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Елена Кумагерчик “Весна в душе”.

1

5.

Мой небесный покровитель. Кто такие ангелы? Кто является небесным покровителем человека? Явление ангелов людям. Кто может увидеть ангела? Олеся Таутько “Небесный гость”.

1

6.

Об образе и подобии Божием в человеке. Человек каждую минуту выбирает, как ему поступить. Что такое хорошо и что такое плохо. Святая жизнь на примере жизни святого Серафима Саровского. И. Токмакова “Девочка и луч”. “Сказка о принце Фредерике” (автор неизвестен)

1

7.

По одежке встречают. Красота и безобразие. Умение видеть красоту в окружающем. Человек может создавать красоту вокруг себя. Красота души. Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”. Красота души отражается на лице человека.

1

8.

О добре и любви. Отношение Иисуса Христа и его учеников-апостолов к людям. Загадки и пословицы о добре и любви. Притча “Мальчик и морские звезды”. А. Пешкур “Сказка про ящерку”.

 

1

9.

Добрые дела. Для чего нужны добрые дела? Дерево добрых дел. Сказание о трех деревьях. Патриция Ст. Джон “Рождественский гость”. Могут ли добрые дела преобразить человека?

1

10.

Рождественский пост. Дела любви. Пост, его смысл. Значение поста как средства воспитания характера. Г. Х. Андерсен “Дикие лебеди”. Что помогло героине спасти своих братьев? Легко ли ей было сносить несправедливые обиды? Почему она не пыталась спасти свою жизнь?

1

11.

О милосердии и сострадании. Что такое милосердие? Поступки добрые и поступки добренькие. Волшебная приставка со-. Сестры милосердия и их подвиг во имя любви. Марина Люферчик “Бездомные дети”. Олег Голубев “Про Бульку”.

1

12.

О послушании. Нужно ли быть послушным? Кого надо слушаться и почему? Десять заповедей. Борис Ганаго “Просто капуста”. Чему нас учат русские народные сказки? Анализ сказок “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”. К чему ведут непослушание и своеволие? Когда послушание невозможно.

1

13.

Рождество Христово и Новый год. История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним. Чем отличаются два праздника. С. Лагерлеф “Легенда о рождественской елочке”. Г. Х. Андерсен “Девочка со спичками”.

1

14.

Празднование Рождества Христова. Рождественская викторина. Конкурс чтецов. Спектакль “История рождественской елочки”.

1

15.

Подвиг любви. Любовь – самое прекрасное чувство. Подвиг любви в произведении Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. В чем сила героини? Легко ли противостоять злу? Молитва. Сила детской молитвы.

1

16.

Живая вода. Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним. И. С. Шмелев “Лето Господне” (отрывок). Загадки, пословицы и стихотворения о зиме.

1

17.

Совесть – учитель человека. Голос души, идущий от сердца. Угрызения совести. Что такое исповедь? Умей отвечать за свои поступки. Александр Вагурин “Прощай, велосипед”.

1

18.

Вежливость – важное средство примирения людей. Вежливые слова и вежливые поступки. Может ли вежливый поступок спасти жизнь? Значение слова в жизни человека. Каждое доброе слово служит вечности. М. А. Андрианов “Чудище с двумя хвостами”.

1

19.

О прощении. Как и за что нужно просить прощение? Обычай покаяния в “прощеный день”. Болезнь непрощения. Стараться видеть хорошее в других. Елена Михаленко “Чудесная свечечка”.

1

20.

Береги честь смолоду. Что такое надежность, верность, преданность. Рассказы о первых христианских мучениках за веру. Верность слову в рассказе А. Пантелеева “Честное слово”.

1

21.

Сила материнской любви. Кто заботится о нас с момента нашего рождения? Женщины, прославленные в лике святых. Молитва матери. Ненецкая сказка “Кукушка”.

1

22.

О любви к животным. Забота о животных. Отношение к животным христианских святых. Бывают ли “вредные” животные? О народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения. Г. Х. Андерсен “Ромашка”.

1

23.

Там, где дружат – живут, не тужат. Дружба и умение быть другом. Уважение к свободе мнения и выбору других. Пословицы о дружбе. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Как сохранить дружбу? В. Осеева “Три товарища”.

1

24.

Праздник Воскресения Христова. Смысл и значение праздника Пасхи для православного человека. Народные обычаи, связанные с ним. Почему православные храмы венчает крест. Крест и крестное знамение. А. Майков “О Пасхе”. Л. Родина “Бабушкины куличи”.

1

25.

Пасхальная радость. Праздник для родителей. Выставка детских работ.

1

26.

О вредных привычках и о борьбе с ними. Портятся не сразу, а незаметно. Плохой пример заразителен. Не бойся ответить “Нет!” Библейская притча о Хаме. Светлана Шамаева “Отчего у дракона из ноздрей дым валит?”

1

27.

О мужестве и верности. Герои – защитники Отечества. Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы? Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия Победоносца. Храм Христа Спасителя. Рассказы о героях Великой Отечественной войны.

 

1

28.

О блинах горелых и прочих невкусных вещах. Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздник славянской письменности и культуры. Для чего была создана церковно-славянская грамота? Великий и могучий русский язык.

1

29.

Святыни родного города. Экскурсия “Храмы Воронежа”.

1

30.

Итоговая викторина. Выставка детских работ. Напутствие на лето. Спектакль “Принц “Ослиные уши”.

1

 

Практические занятия

 

1-15

Подготовка спектакля “История рождественской елочки”

15

16-30

Подготовка спектакля “Принц “Ослиные уши”.

15

В рамках своего сотрудничества с родителями я выбрала главным направлением просветительскую деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания. Наиболее доступный способ для решения этой проблемы – создание семейного клуба, который мы назвали “Мамина школа”. Заседания клуба проходят один раз в месяц или чаще, если того требуют обстоятельства. Формы общения различны: обучающий семинар, лекция-беседа, круглый стол, семейный праздник, тренинг, обмен опытом, вечер вопросов и ответов… На заседания клуба приглашаются психологи, врачи, священники, юристы. Родители не только участвуют во внеклассных мероприятиях школы и класса, но и сами организуют их. В классе создана и постоянно пополняется библиотека семейного чтения, в которой находятся не только книги для детей, но и адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, духовных писателей, жития святых, небесных покровителей семейной жизни. Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, семейных праздников светского и церковного календаря с участием детей и их родителей в их проведении и подготовке сплачивает не только детский коллектив, но и их родителей, что способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

На протяжении всего этого времени ведется анкетирование и диагностирование детей и их родителей. Результаты постоянно сравниваются с предыдущими и обсуждаются на заседаниях клуба, оперативно проводится работа по корректировке назначенных мероприятий.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Я с удовольствием напомню известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.