Основные принципы коррекции ФФНР у детей со стертой формой дизартрии

Разделы: Логопедия


Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются основными общедидактическими и специфическими принципами.

Взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта, определяет необходимость коррекции нарушений речи при ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Исходя из выше сказанного, процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития должен строиться как с учетом общедидактических, так и специфических принципах:

  1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений
  2. Принцип онтогенеза. Он должен учитывать закономерности становления звуков речи у детей в норме, закономерности формирования различных форм, функций речи у детей в норме.
  3. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.
  4. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта. Этот принцип предполагает, что логопед должен:
    1. Определить ведущий дефект.
    2. Определить соотношение первичных и вторичных симптомов.
    3. Воздействовать на все структурные компоненты языка.
  5. Принцип комплексности. При всех речевых нарушениях у детей имеются неврологические проявления. Поэтому необходимо проводить лечебно-оздоровительную работу: психотерапия, соответствующее социальное окружение.
  6. Принцип использования обходного пути (опора на сохранные предпосылки ребёнка, создание новых функциональных систем).
  7. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность.
  8. Принцип дифференцированного подхода.
  9. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

Коррекционно - логопедическая работа по преодолению ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии

Логопедическая работа с детьми, страдающими ФФНР при стертой форме дизартрии должна проводиться комплексно с учетом индивидуальных возможностей ребенка, клинической картины дефекта и с учётом особенностей речевого дефекта ребёнка по основным направлениям:

  1. развитие основных психических процессов,
  2. нормализация мышечного тонуса,
  3. коррекция общей моторики,
  4. развитие мелкой моторики,
  5. массаж лицевой мускулатуры, губной, языка,
  6. развитие мимики,
  7. борьба с саливацией,
  8. развитие голоса и дыхания,
  9. коррекция артикуляционной моторики,
  10. коррекция звукопроизношения,
  11. развитие фонематического слуха и восприятия.

Модель логопедической работы включает в себя два этапа: подготовительный и основой. В подготовительный этап вошли такие разделы, как развитие основных психических процессов, развитие общей моторики, мелкой моторики, дыхания, мышц мимической мускулатуры, просодики и артикуляционного праксиса. Цель этого этапа: подготовить артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, уточнение и обогащение пассивного словаря.

Важной задачей на этом этапе является развитие слухового восприятия и звукового анализа и синтеза, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Основной этап включает в себя постановку звуков, приёмы постановки, автоматизацию поставленных звуков, развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия, дифференциацию смешиваемых звуков. (Приложение)